ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
67 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 3
Даже если мы предположим, что такое огромное количество хадисов станет общедоступным, расхождения между имамами фикха не будут устранены, ведь существуют и другие причины для них[1].
И эти причины играют куда большую роль в расхождениях, чем четвертая причина, о которой мы говорим.
И эти причины играют куда большую роль в расхождениях, чем четвертая причина, о которой мы говорим.
Дальше мы приведем историю, в которой очень много поучительного. Ее рассказал ар-Рамахурмузи в книге «аль-Мухаддис аль-фасыль»:
«Одна женщина пришла на урок, где Яхья ибн Маꞌин, Абу Хайсама и Халяф ибн Салим вместе с другими повторяли хадисы.
Она услышала, как присутствующие повторяли: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует…», «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал…», «Передал такой-то…», «Никто, кроме такого-то, не передает этот хадис…».
Она спросила, может ли женщина в период менструации омывать мертвых. Это было ее профессией. Никто ей не ответил, все стали переглядываться. Наконец Абу Саур взял слово и сказал ей:
- Тебе нужно спросить у аль-Мукбиля.
Она повернулась к нему. Он подошел к ней. Она задала ему свой вопрос. Он ответил:
- Да, она может омывать мертвых, потому что есть хадис от Усмана ибн аль-Ахнафа, от аль-Касима, от Аишы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал ей: «Месячные у тебя не на руках». Также она говорила: «Во время месячных я поливала на голову Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, воду».
Затем Абу Саур сказал:
- Если она поливала водой голову живого человека, тем более можно поливать мертвого.
Все присутствующие стали говорить:
- Да.
- Передал такой-то…
- До нас дошло по такой-то цепочке…
Они погрузились в перечисление иснадов и версий. Тогда женщина сказала:
- О чем вы все говорите?».
Широко известен призыв имама Ахмада, обращенный к его коллегам, имамам-мухаддисам, погруженным в получение и передачу хадисов, занятых поездками для сбора разных версий, которые при этом не уделяли внимания их пониманию (фикху).
Он призывал их учиться у имама аш-Шафии, получать пользу от его знаний фикха и хадисов. Этот призыв был обращен к Исхаку ибн Рахавейхи, Яхье ибн Маꞌину, аль-Хамиди и другим. И каждый из них – имам в науках о хадисе, знавший хадисы наизусть, а также все их тонкости[2].
Если бы только знания хадисов было бы достаточно, как это полагают люди, обладающие лишь начальным уровнем исламской культуры, про этот призыв имама Ахмада не упоминали бы так часто. И не было бы для этих мухаддисов никакого смысла в обучении у имама аш-Шафии! Особенно учитывая, что сам аш-Шафии часто обращался к ним с вопросами, касающимися сунны, и говорил:
«Вы лучше меня знаете хадисы и их передатчиков. Будь вы из Куфы, Басры или Шама, и знаете хадис, обучите меня ему, и я буду следовать за ним, если он достоверен»[3].
Я бы не хотел в этой теме приводить очень много примеров, чтобы не нарушать пропорции книги.
Пусть Аллах будет доволен всеми учеными! Каждый из них послужил Исламу в той области, которую отвел ему Всевышний Аллах.
[1] Помимо того, что отдельные хадисы не были известны кому-то из имамов. Прим. пер.
[2] См. «Адаб аш-Шафии ва манакыбуху» (с. 43) и «Манакыб аш-Шафии» аль-Байхакы (т. 2, с. 252). Также см. с. 58 первой книги и т. 1, с. 399 второй книги.
[3] Мы уже приводили эту цитату на с. 187 (арабского издания книги). См. http://www.azan.kz/article/show/id/9220.html.
Предыдущий урок
66 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 2
Следующий урок
68 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 4
Комментарии: 0
Правила форума