Циклы Авторы Сортировка

67 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 3

3 290
14 марта, 16
Даже если мы предположим, что такое огромное количество хадисов станет общедоступным, расхождения между имамами фикха не будут устранены, ведь существуют и другие причины для них[1].

И эти причины играют куда большую роль в расхождениях, чем четвертая причина, о которой мы говорим.
 
Дальше мы приведем историю, в которой очень много поучительного. Ее рассказал ар-Рамахурмузи в книге «аль-Мухаддис аль-фасыль»:
 
«Одна женщина пришла на урок, где Яхья ибн Маꞌин, Абу Хайсама и Халяф ибн Салим вместе с другими повторяли хадисы.
 
Она услышала, как присутствующие повторяли: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует…», «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, сказал…», «Передал такой-то…», «Никто, кроме такого-то, не передает этот хадис…».
 
Она спросила, может ли женщина в период менструации омывать мертвых. Это было ее профессией. Никто ей не ответил, все стали переглядываться. Наконец Абу Саур взял слово и сказал ей:
 
- Тебе нужно спросить у аль-Мукбиля.
 
Она повернулась к нему. Он подошел к ней. Она задала ему свой вопрос. Он ответил:
 
- Да, она может омывать мертвых, потому что есть хадис от Усмана ибн аль-Ахнафа, от аль-Касима, от Аишы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал ей: «Месячные у тебя не на руках». Также она говорила: «Во время месячных я поливала на голову Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, воду».
 
Затем Абу Саур сказал:
 
- Если она поливала водой голову живого человека, тем более можно поливать мертвого.
 
Все присутствующие стали говорить:
 
- Да.
 
- Передал такой-то…
 
- До нас дошло по такой-то цепочке…
 
Они погрузились в перечисление иснадов и версий. Тогда женщина сказала:
 
- О чем вы все говорите?».
 
Широко известен призыв имама Ахмада, обращенный к его коллегам, имамам-мухаддисам, погруженным в получение и передачу хадисов, занятых поездками для сбора разных версий, которые при этом не уделяли внимания их пониманию (фикху).
 
Он призывал их учиться у имама аш-Шафии, получать пользу от его знаний фикха и хадисов. Этот призыв был обращен к Исхаку ибн Рахавейхи, Яхье ибн Маꞌину, аль-Хамиди и другим. И каждый из них – имам в науках о хадисе, знавший хадисы наизусть, а также все их тонкости[2].
 
Если бы только знания хадисов было бы достаточно, как это полагают люди, обладающие лишь начальным уровнем исламской культуры, про этот призыв имама Ахмада не упоминали бы так часто. И не было бы для этих мухаддисов никакого смысла в обучении у имама аш-Шафии! Особенно учитывая, что сам аш-Шафии часто обращался к ним с вопросами, касающимися сунны, и говорил:
 
«Вы лучше меня знаете хадисы и их передатчиков. Будь вы из Куфы, Басры или Шама, и знаете хадис, обучите меня ему, и я буду следовать за ним, если он достоверен»[3].
 
Я бы не хотел в этой теме приводить очень много примеров, чтобы не нарушать пропорции книги.
 

Пусть Аллах будет доволен всеми учеными! Каждый из них послужил Исламу в той области, которую отвел ему Всевышний Аллах.

 

[1] Помимо того, что отдельные хадисы не были известны кому-то из имамов. Прим. пер.

 

[2] См. «Адаб аш-Шафии ва манакыбуху» (с. 43) и «Манакыб аш-Шафии» аль-Байхакы (т. 2, с. 252). Также см. с. 58 первой книги и т. 1, с. 399 второй книги.

 

[3] Мы уже приводили эту цитату на с. 187 (арабского издания книги). См. http://www.azan.kz/article/show/id/9220.html.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков