Циклы Авторы Сортировка

74 урок. Ответ на сомнение: "Почему имамы использовали слабые хадисы как доказательства?" (часть 4)

2 276
23 марта, 17
Имам Камаль ибн аль-Хумам пишет в «Фатх аль-Кадир»:[1]
 
«Некоторые говорят: по вопросам нарушения омовения из-за выхода крови, рвоты и смеха нет достоверного хадиса. Даже если это так, в этом нет проблемы, ибо довод не основывается только на достоверном хадисе, но достаточно для него и хадиса-хасан. С этим согласен и наш оппонент[2]. И если муджтахид знает, что относительно достоверности того или иного хадиса есть расхождения, и он склоняется к тому, что этот хадис достоверный, то для него он достоверен. Ведь сам факт наличия расхождения  не препятствует тому, чтобы он (муджтахид) вынес решение о достоверности хадиса».
 
Также он пишет[3]:
 
«Муджтахид при вынесении решения, присутствует ли условие или отсутствует, или о качестве передатчика, может отказываться от мнения только ради своего же (другого) мнения»[4].
 
Третий пункт. Имамы мазхабов фикха могли использовать как довод хадис с действительно слабым иснадом, будь то их собственный иснад или иснад мухаддисов. При этом имам опирался на множество факторов (аяты Корана, другие хадисы или то и другое вместе), усиливающих смысл этого хадиса.
 
Это положение мы берем из слов имама Ибн аль-Хумама об усилении смысла хадиса «Спадает наказание из-за сомнений», при том что он, возможно, слабый[5].
 
Приведем и другой пример, подтверждающий это утверждение.
 
Факихи используют как довод на то, что развод – право мужа, хадис, переданный Ибн Аббасом от Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Развод только у того, кто может взять ее за голень»[6].
 
Этот хадис приводит Ибн Маджа[7], и в иснаде есть Яхья ибн Букайр и Ибн Лахиꞌа. Этот хадис слабый, поскольку он «мухталит»[8]. Также его передают и другие имамы, но в каждом отдельном случае хадис критиковался кем-либо из ученых.
 
Суть разногласий сформулировал аш-Шаукани в «Найль аль-аутар»[9]: «Пути его передачи усиливают друг друга».
 
Поэтому некоторые ученые решили, что этот хадис – хасан.
 
Ибн Каййим, да помилует его Аллах, пишет в «Зад аль-маꞌад»[10]:
 
«Хадис от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, принимается, несмотря на то, что в его иснаде есть эти люди. Его усиливают Коран и практика ученых».
 
Не следует критиковать использование этого хадиса в качестве довода, ибо его смысл усиливается многими аятами Корана, в которых говорится, что право развода принадлежит мужу, а не жене.
 
Всевышний говорит:
 

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ

 
Смысл: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь согласно установленной идде…» (сура «ат-Таляк», аят 1).
 
Также Всевышний говорит:
 

وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ

 
Смысл: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях…» (сура «аль-Бакара», аят 231).
 
Также Аллах говорит:
 

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوءٍ

 
Смысл: «Разведенные женщины должны выждать три цикла…» (сура «аль-Бакара», аят 228). И другие аяты.
 
[1] Т. 1, с. 28.
 
[2] Речь идет об имаме ан-Навави, который пишет об этом в «Хуляса аль-ахкам» (с. 295). Обязательно см. предисловие нашего учителя шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды, да помилует его Аллах, к «аль-Маснуꞌ» (с. 27 и далее).
 
[3] Т. 1, с. 318.
 
[4] Не принимая в расчет мнения других ученых. Прим. пер.
 
[6] То есть муж.
 
[7] Т. 1, с. 672 (2081).
 
[8] Хадис мухталит – это хадис, передатчик которого плохо помнил его, что могло быть связано с его преклонным возрастом, либо с потерей книг, либо с утратой зрения. Прим. пер.
 
[9] Т. 6, с. 253.
 
[10] Т. 5, с. 279.
АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков