И он (имам Малик) следует в этом
[1] за своим учителем Рабиʼой ар-Раи, да помилует его Аллах. Аль-Хатыб передает в «аль-Кифая»
[2] с иснадом до имама Малика, что Рабиʼа сказал Ибн Шихабу аз-Зухри: «Ты передаешь слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так будь осторожен в том, что передаешь».
Другим его (Малика) учителем был «амир аль-муъминин» в хадисе
[3] Абу аз-Зинад Абдуллах ибн Закван. Ибн Абдуль-Барр передает с иснадом
[4], что тот сказал: «Клянусь Аллахом, о если бы мы собирали сунну у знатоков фикха и достойных доверия передатчиков и учили ее подобно тому, как мы учим аяты Корана!..»
Их предшественником в этом был имам куфийцев и шейх факихов этого города Ибрахим ан-Нахаʼи, да помилует его Аллах. Аль-Хатыб также передает от него
[5], что однажды аль-Мугира ад-Дабби опоздал на урок Ибрахима, и тот сказал ему:
- О, Мугира! Что же задержало тебя?
Мугира ответил:
- К нам приходил один шейх - то есть один из передатчиков хадисов – и мы записывали за ним хадисы.
Ибрахим сказал:
- Мы берем хадисы лишь от того, кто отличает дозволенное в них от запретного и запретное от дозволенного. А ты можешь найти шейха, который передает хадисы, при этом путая дозволенное в них с запретным, и даже не осознавая этого.
Аль-Хатыб передал в «аль-Факих ва аль-мутафакких»
[6] длинную речь имама аль-Музани, наследника знаний имама аш-Шафии, да будет Аллах доволен ими обоими. В конце аль-Музани говорит: «Взгляните – да простит вас Аллах – на хадисы, которые вы собрали, и учитесь у знатоков фикха, и становитесь факихами».
Имам аль-Кастыляни, да помилует его Аллах, толкователь Бухари, пишет в книге «Латаиф аль-ишарат»
[7]: «Аллах был милостив к имаму дар аль-хиджра (Медины) Малику ибн Анасу. От него передается – как это упоминает аль-Хузали – что он спросил Нафиʼа о «басмале». Тот ответил:
- Сунна – произносить ее вслух.
Малик принял его ответ и сказал:
- По каждой науке спрашивают ее знатоков»
[8].
И это немногое из того, что касается необходимости обращаться к имамам-факихам в понимании сунны. Ведь на деле все не так, как заявляют некоторые: якобы самого по себе факта, что хадис достоверен, достаточно, чтобы стало обязательным его практиковать.
Также есть и другая тема, связанная с этим ошибочным утверждением, которую нужно прояснить, чтобы продемонстрировать его ложность.
История саляфов, да будет Аллах ими доволен, показывает, что сподвижники и те, кто были после них, не ограничивались простой передачей хадисов так, чтобы брать их и практиковать. Они смотрели, можно ли их практиковать или нет. Мы приводили уже слова имама аль-Каусари, да помилует его Аллах: «…как это произошло со многими передатчиками (хадисов), которые были далеки от фикха, не различавшими то, что подходит для практики, и то, что не подходит».
Далее я приведу длинную цитату из книги «Китаб аль-джамиʼ» имама Ибн Аби Зейда аль-Кейрувани аль-Малики (ум. в 386 году по хиджре), да помилует его Аллах, а затем подобную ей из книги «Тартиб аль-мадарик» Кади ʼИяда. Из этих цитат станет ясно отношение саляфов, да будет Аллах ими доволен, к практике сунны: то, что практиковали некоторые из них, они брали, а то, что не практиковал никто, оставляли, даже если эти хадисы им передавали достойные доверия передатчики.
[3] Высшая степень знатока хадисов и наук о хадисе. Прим. пер.
[4] В «Джамиʼ баян аль-ʼильм», т. 2, с. 98.
[5] И близко к этому в «ат-Тамхид» Ибн Абдуль-Барра, т. 1, с. 29.
[8] Цель того, что я привел эту историю, указать, что имам Малик считал важным обращаться к специалистам, и удержать тех, кто принижает степень имамов, не разбираясь, утверждая, что они следуют их словам. Целью моей здесь не было вынести фетву о чтении «басмалы» вслух. Это сложный вопрос. Имамы-муджтахиды довольно сильно разошлись в нем, а их последователи развили тему, написав отдельные книги по ней, длинный перечень которых можно найти в «Маʼариф ас-сунан» (т. 2, с. 361) шейха аль-Банури, да помилует его Аллах. Уточняя эти слова имама (Малика), скажу: согласно сильному мнению в его мазхабе, «басмалу» не нужно произносить вслух, см. «Хашия ад-Дусуки ʼаля Шарх аль-кабир» (т. 1, с. 251) и «аль-Фаваких ад-Давани ʼаля Рисаля Ибн Аби Зейд аль-Кейрувани» (т. 1, с. 176).
Комментарии: 0
Правила форума