Я начну разговор об этой причине со слов имама аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, из его известной книги «ар-Рисаля»
[1]:
«Мы не знаем такого человека, который знал бы все хадисы без исключения. Если собрать вместе знания всех ученых, то мы охватим всю сунну. А если рассмотреть знания каждого по отдельности, то каждый будет знать лишь часть. И то, что не знает один, знает другой. Существуют разные уровни ученых: есть такие, кто знает большую часть (хадисов), а не знает – малую. А есть такие, кто знает меньше остальных».
В другом месте он подтверждает эту мысль
[2]:
«Ученый может не знать хадисы и поэтому высказывать противоречащие им мнения, а не потому что он имел намерение противоречить сунне. Также ученый может забыть что-то или ошибиться в толковании».
Хафиз Магриба имам Ибн Абдуль-Барр, да помилует его Аллах, пишет
[3]:
«Я не знаю ни одного из сподвижников, кто бы не упустил чего-то из сунны, что передал другой. Для последующих поколений это еще более верно. И невозможно, чтобы один человек охватил всю сунну».
Имам Ибн Таймийя, да помилует Аллах, пишет
[4]:
«Кто считает, что каждый из имамов или один конкретный имам знал каждый достоверный хадис, тот очень сильно и глубоко ошибается».
Имам аль-Бикаꞌи передал в «ан-Нукат аль-Вафийя»
[5] слова своего учителя хафиза Ибн Хаджара:
«Ошибается тот, кто утверждает, что кто-либо из имамов выучил и в совершенстве знал все хадисы. От имама аш-Шафии передаются слова: «Кто скажет, что один человек вобрал в себя всю сунну, тот совершит большой грех. Также кто скажет, что что-то из сунны неизвестно умме, совершит большой грех»».
Таким образом, невозможно, чтобы кто-либо заявлял про себя или утверждал про другого, что он знает всю сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, целиком. Это подтверждают слова великого имама-муджтахида – имама аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, с которым согласны более поздние ученые, знатоки этой науки.
И из разной степени обширности знания сунны не вытекает, что тот, кто знает больше других, обязательно больше всех заслуживает, чтобы за ним следовали, например. Один ученый может знать больше хадисов, чем другие, а другой опережать его в их понимании и способности выносить из них решения.
Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, привел в «Рафꞌ аль-малям»
[6] условие, касающееся знания хадисов, для того, кто достиг уровня муджтахида, и другие это признали:
«Неправильно говорить, что тот, кто не знает все хадисы, не может быть муджтахидом. Если мы поставим условием для муджтахида знание всего, что сказал и сделал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из имеющего отношения к решениям (хукмам), тот в этой умме не окажется ни одного муджтахида! На самом деле цель ученого – знание большей части этого, так, чтобы лишь небольшая часть подробностей осталась ему неизвестной»
[7].
И этому условию соответствуют все имамы, да будет Аллах ими доволен.
Так, имам Ахмад, например, без сомнения ему соответствует, как и имамы Малик, аш-Шафии и Абу Ханифа, несмотря на то, что некоторые выражали сомнения в отношении имама Абу Ханифы. Именно по этой причине я расскажу кратко именно о нем, а не о других имамах.
[3] В книге «аль-Истизкар» (т. 1, с. 36 и т. 1, с. 188) издание доктора аль-Кальꞌаджи.
[4] В «Рафꞌ аль-малям», с. 17.
[7] Могут спросить: как соотнести это утверждение со словами ученых, что муджтахид должен знать определенное количество хадисов о шариатских решениях (ахадис аль-ахкам), а именно около тысячи хадисов (см. «ан-Нукат ꞌаля Ибн ас-Салях» Ибн Хаджара, т. 1, с. 299 – 230)? Ответ такой: те, кто привел это количество, имел в виду основные разделы и явные хадисы, связанные с решениями. Они не отрицали тем самым, что все переданное от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, содержит как установления Шариата, из которых ученые выводят решения (хукмы), касающиеся дозволенного и запретного, так и нормы этики и нравственности.
Некоторые ученые вывели из хадиса «О Абу Умайр, что сделала ан-Нугайр» четыреста положений. Без сомнения, многие из них касались хукмов, хотя большая их часть касалась этических норм. См. вначале «Фатх аль-Бари» (т. 10, с. 584), затем «ат-Таратиб аль-идарийя» Сейида Абдуль-Хайя аль-Каттани (т. 2, с. 150).
Комментарии: 2
Правила форума