(Продолжение цитаты из имама ан-Навави:)
«Аль-Кады — 'Ияд — пишет: «Ат-Табарани
[1] пишет: «Правильное мнение состоит в том, что хадисы, переданные от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о закрашивании седины и запрете на это — все они достоверные. И в этом нет противоречия. Повеление окрашивать относится к тем, чья седина подобна седине Абу Кухафы, а она была очень белой, и это не очень красиво. А запрет касается тех, у кого присутствует лишь небольшая проседь».
Ат-Табарани пишет: «Расхождение саляфов в этом вопросе основано на различии состояний людей. Кроме того, как повеление, так и запрет не имеют обязательного характера, согласно иджме. Поэтому одна сторона не порицала другую по этому вопросу».
И нельзя сказать, что одни хадисы (об этом) отменяющие, а другие отмененные
[2].
Другие (ученые) сказали: это зависит от двух обстоятельств. Для того, кто живет в местности, где принято красить или, наоборот, не красить, отличаться от остальных и тем выделяться нежелательно. И второе (обстоятельство): это зависит от чистоты седины. У кого седина однородная, тому лучше ее не закрашивать. А у кого седина некрасивая, тому лучше закрашивать».
Это то, что передал аль-Кады. И более верное мнение, более соответствующее сунне — это вышеприведенное мнение нашего мазхаба. И Аллах знает лучше».
Конец цитаты из ан-Навави
[3].
Имам аль-Хаким выделил в двадцать девятый вид наук о хадисах
[4]: «Знание о противоречащей друг другу сунне Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, каждую из которых использовали как довод имамы мазхабов». Этот вид наук известен также под названием «мухталиф аль-хадис» (противоречивые хадисы). Аль-Хаким привел там ряд примеров, последний из которых особо любопытен.
Аль-Хаким привел
[5] с иснадом до Абдуль-Вариса ибн Саида ат-Таннури его рассказ: «Я приехал в Мекку и встретил там Абу Ханифу, Абу Лайлу и Ибн Шубруму. Я спросил Абу Ханифу:
- Что ты скажешь о человеке, который что-то продал и поставил при этом некое условие?
Абу Ханифа ответил:
- Сделка недействительна, и условие недействительно.
Затем я спросил Абу Лайлу, он ответил:
- Сделка действительна, а условие нет.
Затем я пришел к Ибн Шубруме и спросил его. Он ответил:
- Сделка действительна, и условие действительно.
Я сказал себе:
- СубханаЛлах! Три факиха из Ирака дали мне три разных ответа на один вопрос!
Я пришел к Абу Ханифе и рассказал ему об этом. Он ответил:
- Я не знаю, почему они так сказали. Мне передал Амр ибн Шуайб от своего отца, а тот от своего, что Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует, запретил сделки с условием. Значит, сделка недействительна, и условие недействительно.
Затем я пришел к Абу Лайле и рассказал ему. Он ответил:
- Я не знаю, почему они так сказали. Мне сообщил Хишам ибн Урва, а он слышал от отца, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне купить Бариру с тем, чтобы освободить ее». Значит, сделка действительна, а условие нет.
После этого я пришел к Ибн Шубруме и рассказал ему об этом. Он ответил:
- Я не знаю, почему они так сказали. Мне передал Мис'ар ибн Кидам от Мухариба ибн Дисара, а он от Джабира, что тот сказал: «Я купил у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, верблюдицу, а он поставил мне условие довезти его до Медины». Значит, сделка действительна, и условие действительно».
Некоторые полагают, что этот вопрос необычайно легкий. Если одного из таких людей спросить: «Каким способом совершал хадж Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: был это ифрад
[6], таматту'
[7] или кыран
[8]?» — а это был единственный его хадж — то человек начнет отвечать еще до того, как ему закончат задавать вопрос, потому что он читал об этом хадис, или два, или десять.
Но этого не достаточно! А если ты ему возразишь, то он тебе скажет, что слышал об этом от некоего имама. И станет понятно, что такой человек просто мукаллид, который отрицает при этом таклид и пропагандирует иджтихад.
[1] Возможно, правильно — ат-Табари. В изданном шархе Кады 'Ияда (т. 6, с. 625) я увидел именно такой вариант.
[2] Это указывает на то, что было и такое мнение. Поэтому я и сказал, что в этой цитате упоминаются все три пути преодоления противоречий (объединение, поиск отмененного/отменяющего и тарджих).
[3] См. любопытную научную дискуссию между Кады 'Иядом и Абу Джа'фаром Ахмадом ибн Абдуррахманом аль-Батруджи аль-Куртуби по вопросу окрашивания седины в «Му'джам асхаб Аби Али ас-Садафи» Ибн аль-Аббара (с. 24).
[4] В книге «Ма'рифа 'улюм аль-хадис» (с. 122).
[6] Способ совершения хаджа, при котором выполняется только он один, без умры. Прим. пер.
[7] Способ, при котором сначала совершается умра в месяцы хаджа, а затем хадж. Прим. пер.
[8] Совершение хаджа и умры вместе с общим намерением и общим входом в ихрам. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума