Это предисловие необходимо для того, чтобы пролить свет на значение, какое имел благородный хадис для самих имамов, да будет Аллах ими доволен, и чтобы показать силу их стремления крепко держаться за хадисы и их огромное желание практиковать их.
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорил: «Люди не перестанут пребывать в благополучии, пока среди них есть те, кто изучает хадисы. Если они станут получать знания, пренебрегая хадисами, наступит упадок»
[1].
Также он говорил: «Остерегайтесь говорить о религии Аллаха на основе (одного только) суждения. Следуйте Сунне! Кто отойдет от нее – заблудится»
[2].
Имам аш-Шафиʼи, да будет Аллах им доволен, сказал: «Разве станет носить меня земля, если я передам хадис от
Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, а потом выскажу иное мнение?!»
[3]
Однажды имам передал один хадис, и аль-Хамиди – учитель имама
аль-Бухари – спросил его: «Ты принимаешь его?» Имам аш-Шафиʼи ответил: «Разве ты увидел, как я выхожу из церкви, надев столу (епитрахиль)
[4]?!
Чтобы я, услышав хадис Посланника Аллаха, не давал фетву по нему?!»
[5]
И что может быть удивительнее сравнения, которое высказал
Имам Малик, да будет Аллах им доволен : «Сунна подобна ковчегу Нуха: кто взошел на него – спасся. А кто отстал – утонул»
[6].
Имам Ахмад, да будет Аллах им доволен, сказал: «Кто отверг хадис Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, находится на краю гибели»
[7].
Также он говорил: «Я не знаю времени, в котором люди больше нуждаются в изучении хадиса, чем наше время». Речь о времени имама Ахмада, который умер в 241-м году по хиджре! И один из учеников спросил его: «Почему?» Имам ответил: «Выявились
нововведения. И кто не знает хадис, впадет в них»
[8].
Это лишь малая часть высказываний из огромного числа им подобных, которыми полны книги по исламской истории и биографии этих имамов. Все они сводятся к следующему: следовать Сунне обязательно, и, кто изучает ее и практикует, тот спасется и будет счастлив, а отход от нее – это признак заблуждения и отклонения от верного пути.
И если понимание того, что таково мнение всех имамов, установилось в сердце и разуме мусульманина наряду с убежденностью в их высоком положении как имамов науки, мы можем перейти к изучению причин их разногласия в шариатских хукмах, которые имели место, несмотря на то, что каждый из них старался приблизиться к Благородной Сунне.
А тот, кто не убежден в том, что они имамы, кто говорит: «они люди, и мы люди», — кто не убежден, что они самоотверженно искали доказательство, чтобы последовать ему, подобно утопающему, ищущему средства спасения, — такой человек не получит пользы от этого исследования и поспешит напасть на имамов, притворяясь знающим. А причина этого в отсутствии у человека этой убежденности.
После этого мы переходим к разговору о причинах расхождения между имамами.
[1] «Аль-Мизан аль-кубра» имама Шаʼрани, 1/51.
[3] «Маʼна коуль аль-имам Аль-Матляби…» имама ас-Субки (с. 73) и многие другие источники.
[4] Элемент литургического облачения у христианского духовенства (прим. пер.).
[5] «Маʼна коуль…». И это передают от имама многие, так что имам Таджуддин ас-Субки даже написал в «Табакат аль-кубра» (2/138) в конце биографии Ар-Рабиʼа аль-Муради: «Похоже, это случалось с ним — да будет Аллах им доволен — неоднократно».
[6] В конце «Мифтах аль-джанна фи ихтиджадж бис-сунна» хафиза ас-Суюты.
[7] «Манакыб аль-имам Ахмад» Ибн аль-Джаузи, с. 182.
Комментарии: 0
Правила форума