Циклы Авторы Сортировка

6 урок. Можно ли практиковать слабые хадисы? (начало)

4 817
20 февраля, 15

Что касается второго вопроса – практикуется ли из Сунны то, достоверность чего однозначно не установлена, – то ответ будет следующий:

 

Ученые единогласно считают, что хадис, имеющий степень достоверного (сахих) или хорошего (хасан), пригоден для практики и использования в качестве довода для решений (хукмов) Шариата.

 

Что касается слабого (даʼиф) хадиса, то мнение большинства ученых состоит в том, что его можно практиковать в желательных вещах и похвальных поступках при наличии определенных условий. И это положение широко известно.

 

Однако некоторые имамы допускали использование слабых хадисов в вынесении шариатских решений, в вопросах дозволенного и запретного, предпочитая слабый хадис кыясу (аналогии), который является одним из источников Шариата, что признает подавляющее большинство исламских ученых. Можно даже сказать, [его признают] все, кроме тех, кто сбился с верного пути, о чем мы сейчас говорить не будем.

 

И это мнение трех из четырех имамов-муджтахидов: Абу Ханифы, Малика и Ахмада[1], а также некоторых имамов-мухаддисов: Абу Дауда, ан-Насаи, Абу Хатима[2], — но с двумя условиями:

 

- Чтобы хадис не был слишком слабым.

 

- Чтобы в этой теме не было другого (более сильного) хадиса.

 

Также это мнение Ибн Хазма. Он пишет в книге «Аль-Махалля»[3]:

 

«И это предание (асар) – о дуа-кунут – хотя и не из тех, подобные которым приводят в качестве довода, однако мы не нашли ничего другого, переданного от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Слабый хадис более любим мною, чем суждение». И Али — Ибн Хазм имеет в виду себя — сказал: «И мы скажем то же самое»».

 

Сын имама Ахмада ибн Ханбаля Абдуллах сказал: «Я спросил отца о человеке, который живет в месте, где есть знаток хадисов, однако не способный отличить достоверные от слабых, и тот, кто выносит решение по своему суждению. И у этого человека возник вопрос. К кому из этих двоих ему следует обратиться? И мой отец ответил: «Пусть спросит знатока хадисов и пусть не спрашивает выносящего решение по своему суждению. Слабый хадис сильнее суждения»»[4].

 

Даже сам имам аш-Шафии принимал хадис мурсаль, когда не находил по этой теме другого хадиса, притом что он считал хадис мурсаль слабым. Это передает от имама аш-Шафии ас-Сахави в «Фатх аль-Мугыс»[5] через имама шафиитов аль-Маварди.

 

Наш учитель, шейх Абдуллах ас-Садык аль-Гумари, пишет в книге «Ар-Радд аль-мухкам аль-матин ʼаля китаб Аль-Кауль аль-мубин» («Опровержение книги «Аль-Кауль аль-Мубин»» Мухаммада аль-Мухаймира)[6]:

 

«Их слова: «Слабый хадис не берется для вынесения решений»  — имеют не абсолютный смысл, в отличие от представления большинства людей или даже всех. В нашей библиотеке есть рукопись книги «Аль-Миʼяр», которую ее автор – один из хафизов 8-го века по хиджре – разделил по главам фикха. В каждой главе он приводит слабые хадисы, которые принимали четыре имама вместе или по отдельности, доказывая их слабость и упоминая их недостатки. И это очень ценная книга, свидетельствующая об обширном знании автора, о его глубоком погружении в науки фикха, хадиса и расхождений. И я не далек от мысли, что ее автор – Ибн аль-Муляккын»[7].

 

[1] «Аль-Миркат аль-мафатих, шарх Мишкат аль-масабих» имама Али аль-Кари, рахимахуллах, (т. 1, с. 19). Имам Ибн Хуммам аль-Ханафи сказал в «Фатх аль-Кадир» (т.1, с. 417): «Желательность (истихбаб) устанавливается слабым, но не вымышленным хадисом». Это можно найти у ранних ученых по ханафитскому усулю: например, у имама ас-Сарахси в книге «Аль-Усуль» (т. 2, с. 113).

 

Имам шафиитов ан-Навави сказал в книге «Аль-Азкар» (с. 7-8): «Ученые в области хадиса, фикха и других наук сказали: «Разрешено практиковать слабый хадис в похвальных действиях, для воодушевления и предостережения, если этот хадис не вымышленный. Что же касается таких хукмов, как запретное и дозволенное, вопросы торговли, брака, развода и др., то в них нельзя практиковать хадис, если он не достоверный или хороший, кроме случаев предосторожности: например, если есть слабый хадис о нежелательности определенных видов торговли или брака, то похвальным будет воздержаться от этого, хотя и не обязательно».

 

В книге «Нашр аль-бунуд ʼаля мараки ас-суʼуд» (т. 2, с. 63), на которую опираются поздние маликиты в усуль аль-фикх, сказано: «Примечание. Известно, что имам Малик и согласные с ним приводили хадис мурсаль [в цепочке его передатчиков пропущен сподвижник] как довод. Поэтому хадис мункатыʼ [пропущен один передатчик] и муʼдаль [пропущены два передатчика] – довод для них из-за приемлемости называния этих видов хадиса «мурсаль» в понимании усуль аль-фикх».

 

От имама Ахмада же передают разные мнения. Но вопрос закрыл Ибн ан-Наджар аль-Ханбали в книге «Шарх аль-каукаб аль-мунир» (т. 2, с. 573), приведя слова имама: «Я не выступаю против слабого хадиса, если в этой теме нет того, что ему противоречит». И это известное мнение, передаваемое от него. И перед вами [в самом тексте книги] цитата из него от Ибн Хазма. Также необходимо ознакомиться с тем, что содержится в книге «Иʼлям аль-муваккыʼин» (т. 1, с. 31).

 

[2] «Фатх аль-мугыс» ас-Сахави (т. 1, с. 80, 267). То же в других книгах по наукам о хадисах. Также «Хашия Ас-Синди ʼаля Сунан ан-Насаи» (т. 1, с. 6), «Аль-Джарх ва ат-таʼдиль» Ибн Аби Фатима (т. 8, с. 347 (1590)). Его слова также передает имам ан-Навави в «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат» (т. 2, с. 86), но приписывает их его сыну, тогда как контекст указывает на то, что это слова самого Абу Хатима.

 

[3] Т. 4, с. 148.

 

[4] «Аль-Махалля» Ибн Хамза (т. 1, с. 68). Похожее приводит имам ас-Сахави в «Фатх аль-Мугыс» (т. 1, с. 80). Иснад этого сообщения достоверный.

 

[5] Т. 1, с. 80, 142, 268.

 

[6] С. 193.

 

[7] Я [шейх Мухаммад Аввама] говорю: «Автор книги «Аль-Миʼяр» — Тадж ад-дин Абуль-Хасан Али ибн Аби Мухаммад Абдуллах ибн Аль-Хасан ибн Аби Бакр Аль-Ардубили Ат-Тибризи (677-746 г. по хиджре), да помилует его Аллах. Его биография есть в «Табакат» ас-Субки (т. 10, с. 137) и у Ибн Хаджара в «Ад-Дурар аль-камина» (т. 3, с. 72).

 

Эта книга состоит из двух томов, у меня есть копия ее первого тома, на ней надпись рукой хафиза Ибн Хаджара: «Книга «Аль-Миʼяр» Таджа ат-Тибризи, первая часть. В ней приводятся все разделы хукмов. Второй том включает в себя вопросы похвальных деяний и т. п.» Это взято из предисловия автора. Также автор пишет в предисловии: «Я собрал в этой книге тексты некоторых слабых и вымышленных хадисов, которые люди часто используют для доказательства положений фикха, и которыми свидетельствуют в вопросах основ (усуль), и на которые опираются в ответвлениях (частных положениях фикха)».

 

Эти слова явно указывают на то, что эти хадисы приводили как доказательство ученики четырех имамов: не сами имамы Абу Ханифа, Аш-Шафии, Малик и Ахмад, но их последователи, факихи, собравшие их мазхаб в книги, которые попытались доказать решения имамов теми хадисами, которые знали. Об этом мы будет говорить подробно далее в этой книге.

 

Слова же нашего учителя, шейха аль-Гумари, «…он приводит слабые хадисы, которые принимали четыре имама вместе или по отдельности» не очень точные. Лучше было бы сказать: «Он приводит хадисы, которые использовали в качестве доказательства последователи имамов».

 

Первый том этой книги издан в трех частях в Дамаске в 1426-м году по хиджре в издательстве «Халдун аль-Баша». И помощь лишь от Аллаха».

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков