Также аль-Хаким привел
[1] как пример этого вида наук
[2] хадис от Анаса: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал тальбию для хаджа и умры вместе».
Затем привел противоречащий ему хадис от Ибн Умара и добавил: «Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак — он имеет в виду Ибн Хузейму — разобрал разные хадисы и выбрал таматту'. Также его выбрали Ахмад и Исхак. Аш-Шафии выбрал ифрад, а Абу Ханифа — кыран
[3]».
Разбор вопроса Ибн Хузеймой очень длинный, он занимает пять частей, как об этом сказал сам аль-Хаким
[4]. Также он процитировал слова Абу аль-Хасана ас-Санджани: «Я прочитал разбор темы хаджа, принадлежащий перу Мухаммада ибн Исхака ибн Хузеймы, и убедился, что он обладает знанием, которым мы не обладаем».
Что бы, интересно, сказал Абу аль-Хасан, если бы прочитал книгу имама ат-Тахави, современника Ибн Хузеймы?!
Я приведу слова Кады 'Ияда, процитированные имамом ан-Навави
[5]. Он, да помилует его Аллах, пишет:
«Аль-Кады 'Ияд пишет: «Наши и другие ученые очень много писали об этих хадисах: кто-то умеренно, кто-то слишком кратко, а кто-то длинно. Самое длинное исследование у Абу Джа'фара ат-Тахави аль-Ханафи аль-Мисри, оно занимает больше тысячи листов
[6]. Также об этом писал Абу Джа'фар ат-Табари. После них — Абу Абдуллах ибн Аби Суфра, аль-Мухалляб, кады Абу Абдуллах ибн аль-Мурабит, кади Абу аль-Хасан ибн аль-Кассар аль-Багдади, хафиз Абу Умар ибн Абдуль-Барр и другие ученые»».
Разве разумный студент станет после этого противопоставлять несколько прочитанных им страниц — и только Аллах знает, как он их освоил и понял — всему объему написанного нашими имамами, о чем говорит хафиз.
И имам ат-Тахави, который написал по этому частному вопросу книгу размером с «Сахих аль-Бухари», при этом следовал за имамом определенного мазхаба, хоть и не во всех вопросах, однако он никогда не отказывался от следования за имамом, и ни одного плохого слова не сказал ни про него, ни про его мукаллидов.
Имамы прошлого приложили колоссальные усилия для собирания внешне противоречивых хадисов, для их изучения и объяснения выводов своих исследований. Так, имам аш-Шафии составил книгу «Ихтиляф аль-хадис», Ибн Кутейба - «Таъвиль мухталиф аль-хадис». Обе они изданы. Также книга по теме есть у Закарии ас-Саджи, автор «Кашф аз-зунун» упоминает ее под названием «Ихтиляф аль-хадис».
Имам Ибн Джарир ат-Табари написал об этом книгу «Тахзиб аль-асар». Автор «Кашф» отозвался о ней так: «Подобной ей нет по этой теме». Лишь небольшая часть ее — 4 части — была издана, а в последствии — часть пятая.
Имам Абу Джа'фар ат-Тахави написал по теме две великих книги: «Шарх ма'ани аль-асар марвийя 'ан расулиЛляхи, солляЛлаху алейхи ва саллям, фи аль-ахкам»
[7], которая, при том, что его за нее признали имамом и муджтахидом, была первым его сочинением, как об этом сказал хафиз аль-Курши
[8].
Вторая его книга — последнее сочинение имама, как об этом сказал тот же аль-Курши — «Мушкиль аль-асар». Аль-Каусари, да помилует его Аллах, сказал о ней: «Подобной этой книге по данной теме не существует, ни в древности, ни в современности»
[9].
Также по этой теме существуют и другие отдельные сочинения, а также разрозненные исследования в книгах.
[2] Имам аль-Хаким выделил в двадцать девятый вид наук о хадисах: «Знание о противоречащей друг другу сунне Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, каждую из которых использовали как довод имамы мазхабов». Прим. пер.
[3] Три способа совершения хаджа. См. Часть 50 нашего перевода. Прим. пер.
[4] С. 83. Пять частей в традиции науки о хадисах — это в среднем примерно двести страниц.
[5] В «Шарх Сахих Муслим» (т. 8, с. 136). Оригинал в «Шархе» Кады 'Ияда (т. 4, с. 232).
[6] Это напоминает нам о другом ученом, который написал об этом также очень большую работу — это имам Мухаммад ибн Шуджа' ас-Сальджи (181 — 267 г. по хиджре), да помилует его Аллах. Он один из учителей имама ат-Тахави. Аль-Курши пишет в «аль-Джавахир аль-мудыйя» (т. 3, с. 174), что ему принадлежит «книга о хадже и умре объемом более, чем в 60 частей, огромная и подробная».
[7] Автор, да помилует его Аллах, сам ее так называет во 2-м томе на 189 с. См. исчерпывающее исследование об этой книге и о «Мушкиль аль-асар» со сравнением их с другими книгами, написанными по данной теме, в книге «Абу Джа'фар ат-Тахави ва асаруху фи аль-хадис» доктора Абдуль-Маджида Махмуда Абдуль-Маджида (с. 133 — 139, 286 — 316).
[8] В книге «аль-Джавахир аль-мудыйя» (т. 1, с. 276).
[9] В примечаниях к «Зуюль тазкира аль-хуффаз» (с. 195). Книга была издана недавно с примечаниями, но с неубедительным исследованием.
Комментарии: 0
Правила форума