Циклы Авторы Сортировка

36 урок. Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни за кем другим, часть 3

3 570
1
9 октября, 15

Читатель может спросить: из этого диалога создается впечатление, что речь в нем идет о вопросах акыды, а не о вопросах фикха, поскольку этого человека[1] подозревали в ирджа.

 
Я отвечу: да, это так. Но добавлю: многие молодые люди, для которых мы и привели этот диалог, находят приятным погружаться в вопросы акыды так же, как они делают это с вопросами фикха: они выбирают мнения в акыде аналогично тому, как делают это в фикхе.
 
Однако им необходимо строго придерживаться правил. Дело это опасное. Как говорил Урва ибн аз-Зубейр, да будет Аллах им доволен: «Если видишь, что человек делает что-то плохое, то знай, что он делает еще что-то(плохое). А если видишь, что он делает хорошее, то знай, что он делает что-то еще (хорошее)»[2].
 
И тот, кто утверждает, что он следует доказательству (далилю), не следуя при этом за имамами, рано или поздно начнет высказывать мнения, которых никто не высказывал, не осознавая этого, более того, утверждая, что он спаситель сунны, призывающий к ней.
 
Эта мысль — наущение, она переход к тому что идет дальше, и имам Малик, да будет доволен им Аллах, отлично указал на это в своих словах: «Подчинитесь имамам и не спорьте с ними. И если каждый раз, когда к нам будет приходить человек, который спорит лучше, чем другой, мы будем брать его мнение, то есть опасность, что мы начнем отрицать то, с чем пришел Джибриль, мир ему»[3].
 
Поэтому твое заявление, что доказательство решения имама Абу Ханифы тебе непонятно, а доказательство аш-Шафии понятно, подобно заявлению ученых, о которых мы рассказывали, о предпочтении достоверного хадиса противоречащему ему мнению аш-Шафии. И они оставляли мазхаб и практиковали то, что считали достоверным. Обе сиутации схожи. Вернее, это одна и та же ситуация. И ты уже знаешь, к чем это привело. Да будет Аллах доволен Суфьяном ибн 'Уейной, который сказал: «Подчинение факихам — это безопасность в религии»[4]!
 
Читатель должен осознать, что слова трех имамов — Малика, Ибн 'Уейны и Ибн Вахба[5] ранее[6] — указывают на необходимость обращаться к имамам фикха, иначе религия человека будет в большой опасности!
 
Именно поэтому имамы хадиса учились у факихов, направляли к ним своих учеников и побуждали их посещать уроки имамов (фикха).
 
Ибн Абдуль-Барр[7] привел с иснадом до имама мухаддиса Али ибн Джа'да его слова: «Мы были у Зухейра ибн Му'авии, когда к нему пришел человек. Зухейр спросил его:

- Окуда ты пришел?

Тот ответил:

- От Абу Ханифы.

Зухейр сказал:

- Быть с Абу Ханифой один день полезнее для тебя, чем пробыть со мной месяц».
 
Хафиз аз-Захаби так описал[8] Зухейра: «хафиз, довод». И передал слова Шу'айба ибн Харба о нем: «Зухейр, по моему мнению, лучше знал хадисы, чем двадцать таких, как Шу'ба» ибн аль-Хаджадж, выдающийся имам!
 
В книге «Тахзиб тарих Ибн Асакир»[9] сказано: «Сказал Абдуллах, сын имама Ахмада, да помилует их Аллах: «Группа мухаддисов пришла на урок Абу 'Асыма ан-Набиля ад-Даххака ибн Махляда.

Он спросил их:

- Вы хотите изучать фикх? Разве среди вас нет факиха?

И начал их порицать. Они ответили:

- Среди нас есть один человек.

- Кто он?

Они ответили:

- Он скоро придет.

Когда пришел мой отец, они сказали:

- Вот он пришел.

Он — Абу 'Асым — посмотрел на него и сказал:

- Подойди.

Тот сказал:

- Я не люблю переступать через людей.

Абу 'Асым сказал:

- Это из фикха.

Затем сказал:

- Дайте ему пройти.

Ему дали пройти, и он сел перед ним (Абу 'Асымом). Абу 'Асым задал ему вопрос — он ответил. Задал второй — ответил. Третий — он ответил. Задал еще вопросы — он ответил. И удивился ему Абу 'Асым»».
 
Обрати внимание, как призывал Абу 'Асым приходящих к обучению фикху (пониманию) сунны и на его неприязнь к тем, кто пренебрегает этим.
 
Абу 'Асым говорил: «Главенство в хадисе без понимания — то есть изучения фикха — это главенство не по праву»[10].
 
Имам ас-Суюты пишет в «аль-Хави»[11]:
 
«Ранние ученые говорили: «Мухаддис без фикха подобен аптекарю, а не врачу. В его лавке продаются лекарства, а он не знает, от чего они помогают. А факих без хадиса как врач, но не аптекарь: он знает от чего помогают лекарства, но их у него нет»».
 

Это было то, что касалось первой причины разногласий факихов и роли в них хадиса. Далее мы перейдем ко второй причине.

 

[1] Абу Джувайрийе. Прим. пер.

 

[2] Из биографии Урвы ибн аз-Зубейра в «Тахзиб аль-камаль».

 

[3] «Аль-Мизан аль-кубра» имама аш-Ша'рани, да помилует его Аллах. Т. 1, с. 51.

 

[4] «Аль-Джавахир аль-мудыйя» аль-Кураши. История, при которой были сказаны эти слова, будет дальше приведена в примечании.

 

[5] «Хадис — место заблуждения для всех, кроме ученых (факихов)», «Любой знаток хадиса, у которого нет имама в фикхе, – заблудший», «Если бы Аллах не спас нас через Малика и Лейса, мы бы сбились с пути». Прим. пер.

 

[6] С. 63, 81 и далее (по арабскому тексту книги).

 

[7] В «аль-Интика», с. 208.

 

[8] В «ат-Тазкира», т. 1, с. 233.

 

[9] Ибн Бадрана (т. 2, с. 38). Сама история в т. 5, на с. 297 издания «аль-'Амури» и в т. 7, с. 257 дамаскского издания под редакцией шейха Абдуль-Гани ад-Дакра, да помилует его Аллах, и под руководством устаза Мата'а ат-Тарабиши.

 

[10] Как это сказано в «аль-Мухаддис аль-фасыль» (с. 253). И от Абу Асыма ан-Набиля передается много похвал в адрес имама Абу Ханифы, да помилует их Аллах. Аль-Хатыб передает их в «ат-Тарих» в биографии Абу Ханифы.

 

[11] Т. 2, с. 398.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий

Комментарии: 1

Правила форума
Ruslan M
Ruslan M
0
“Далее мы перейдет ко второй причине.”
перейдем
22 марта, 19
Список уроков