Ибн Заркун сказал:
«И мой пыл толкнул меня к тому, что я взял слово. Я стал говорить мягко, начав с того, что Всевышний Аллах оживил посредством них истину и укрепил ее сторонников, избавив нас от заблуждений и их сторонников, и далее в таком духе. Затем сказал:
— Если мне позволят, я буду говорить и дам наставление: это сунна
[1].
Амир начал возражать мне:
— Значит, это сунна?!
Он повторил это много раз.
Я продолжил:
— Согласно достоверному хадису, к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, пришел человек, который сначала прочитал намаз, затем поприветствовал Пророка салямом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на салям и сказал: «Вернись и соверши намаз еще раз, потому что ты его не совершил». И это повторилось три раза. Затем человек сказал: «Клянусь тем, кто отправил тебя с истиной! Я не умею молиться по-другому, так научи меня!». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Когда ты вступаешь в намаз…», и далее до конца хадиса
[2]. Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему восполнить своевременный намаз, а затем те, время которых вышло. Именно из этого хадиса факихи вынесли решение о человеке, который упустил что-то в намазе.
Увидев, что ко мне прислушались, я взял на себя смелость продолжать и сказал амиру:
— О мой господин! Все в этой книге («аль-Мудаввана») основано на Коране, сунне, высказываниях саляфов и иджма. Просто факихи для краткости (не упомянули это), чтобы облегчить изучение для студентов.
Все присутствующие факихи заговорили, соглашаясь с моими словами. Амир сделал дуа:
— О Аллах, Господь миров, наставь нас!
Затем он вернулся к себе. Тогда визирь сказал мне:
— Ты сегодня вел себя смело с нашим господином, факих.
Я ответил:
— Если бы я промолчал, Аллах наказал бы меня.
После того случая, каждый раз, как я приходил к Абдуль-Муъмину, он встречал меня благожелательно и учтиво. И обстановка стала спокойной». Но это лишь на время. Вскоре правителем стал его внук Я'куб ибн Юсуф ибн Абдуль-Муъмин ибн Али аль-Куми.
«Он пожелал склонить людей к книгам Ибн Хазма. Факихи того времени воспротивились ему. Среди них был Абу Яхья ибн аль-Маввак. Он лучше остальных знал хадисы и фикх. Когда он узнал о происходящем, то много времени стал проводить дома, усердно приступив к написанию опровержения на Ибн Хазма, пока не закончил эту работу. До этого он всегда посещал собрания амира Я'куба. Когда он закончил работу, то принес ему ее. Амир спросил его о его делах и о причине его отсутствия. Амир относился к нему с уважением и почтением. Ибн аль-Маввак ответил:
— О господин! Я всегда служил вам. Но я услышал, что вы склоняете людей к следованию за книгами Ибн Хазма. А в этих книгах есть то, от чего мы просим защиты у Аллаха.
Затем он достал свои бумаги. Амир взял их и попросил прочесть. Слушая, он говорил:
— Мы просим защиты у Аллаха, от того, чтобы умма Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, следовала за этим!
Он похвалил Ибн аль-Маввака и вернулся к себе. После этого споры о фикхе прекратились совсем. Фикх победил, хвала Аллаху».
Оба эти сообщения смотри в «Фатх аль-'Али аль-Малик» Улейша (т.1, с. 102 – 103).
Я скажу: если таково положение Ибн Хазма, которого заслуженно считают имамом в науках, и это мнение ученых о результатах его иджтихада, то что же можно сказать о других, о которых мы ничего хорошего сказать не можем?! В этих двух историях очень много уроков и наставлений, просто сейчас не время их приводить и комментировать. Все они подходят к разным темам нашей книги.
У мухаддиса и факиха шейха Махди Хасана аль-Кайляни, да помилует его Аллах, есть книга объемом в 444 страницы под названием «ас-Сейф аль-Муджалля 'аля аль-Мухалля», в которой он не рассмотрел даже все мнения Ибн Хазма по темам намаза. Во введении шейх привел биографию Ибн Хазма и рассмотрел его методологию, а также процитировал слова ученых о нем, многие из которых содержат опровержения.
Также много полезного можно почерпнуть из примечаний шейха Ахмада Шакира, да помилует его Аллах, к «аль-Мухалля».
Полнее всего критика Ибн Хазма отражена в книге шейха Зафара Ахмада ат-Таханави «И'ля ас-сунан». Обратись к оглавлению этой книги.
Конец примечания шейха Аввамы.
[1] Имеется в виду, что тот, кто упустил что-то в намазе, обязан восполнить намаз до конца его времени. Начало истории здесь. Прим. пер.
[2] Продолжение этого хадиса: «…Он сказал: «Когда ты вступаешь в намаз, скажи: «Аллах превелик!” (Аллаху акбар). Затем прочти из Корана столько, сколько тебе не составляет труда, затем соверши поясной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не выпрямишься полностью, затем соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не усядешься как следует, затем еще раз соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, а затем поступай таким образом в течение всего намаза». (Передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы). Прим пер.
Комментарии: 1
Правила форума