Слова шафиитов:
Шейх Абу Амр, то есть имам Ибн ас-Салях
[1], да помилует его Аллах, сказал:
«Практиковать буквальный смысл слов имама аш-Шафии нелегко, и не каждый факих имеет право независимо практиковать тот хадис, который он считает доводом. И среди тех шафиитов, кто пошел этим путем, есть те, кто практиковал хадисы, которые намеренно не брал сам имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, даже зная об их достоверности, поскольку увидел препятствие (для их использования), не замеченное другими.
Так, например, ученик имама аш-Шафии Абу аль-Валид Муса ибн Аби аль-Джаруд сказал: «Достоверен хадис «пост того, кто выполнил кровопускание (хиджаму), и того, кому его выполнили, – нарушается».
Следовательно, я могу сказать: «Имам аш-Шафии сказал: «Пост того, кто выполнил кровопускание, и того, кому его выполнили, – нарушается»». И ученые опровергли эти слова Абу аль-Валида, поскольку имам аш-Шафии не принял этот хадис, зная о его достоверности, потому что, согласно его мнению, этот хадис отмененный. И имам аш-Шафии объяснил, почему он отмененный и привел этому доказательства
[2]»».
Здесь заканчивается цитата из имама ан-Навави, который приводит слова Ибн ас-Саляха
[3].
Мне показалось полезным добавить сюда краткое изложение слов имама аль-Каусари, которые мы приведем и поясним полностью далее
[4]:
Если нам стало ясно, что имам мазхаба вынес данное решение, не приложив усилий (для глубокого изучения вопроса), а последовав за другими.
Выяснилась истина, и стали очевидны доводы, противоположные данному решению.
И стала ясной, как день, ошибка имама в этом вопросе.
В этом случае недопустимо приписывать имаму это мнение, противоречащее ясному доказательству, поскольку иджтихад разрешен только в тех вопросах, по которым нет ясного текста. Конец слов шейха Каусари.
Ибн Хибан, да помилует его Аллах, допустил оплошность сильнее, чем Ибн Аби аль-Джаруд. Он пишет в своем «Сахихе»
[5]:
«Все основы
[6], о которых мы говорили в наших книгах, и все ответвления
[7], которые мы вывели из Сунны в наших сочинениях, – все это мнения аш-Шафии, и он отказался от того, что в его книгах, даже если известно, что он это говорил. Это потому что я слышал, как Ибн Хузейма передавал от аль-Музуни, что аш-Шафии сказал: «Когда достоверен для вас хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то возьмите его и оставьте мои слова»».
Я не понимаю, как Ибн Хибан осмелился сказать такое: что нужно отбросить книги имама аш-Шафии ради того, что Ибн Хибан привел в своих книгах, якобы это и есть мазхаб аш-Шафии, просто на основе этих непонятных слов!
Мы про эти слова Ибн Хибана скажем так: эти и подобные слова достоверно передаются не только от аш-Шафии, но и от других имамов, почему бы и к их мазхабам не отнести те основы, что ты привел, и те ответвления, что ты вывел?!
[1] В книге «Адаб аль-муфти валь-мустафти», с. 118.
[2] См. раздел «Ихтиляф аль-хадис» в книге имама аш-Шафии «Аль-Умм» (т. 8, с. 529) и «Аль-Маджму’» (т. 6, с. 406).
[3] См. книгу "Аль-Аджвиба аль-мардыйя ’аналь-асъиля аль-маккийя" хафиза Валиуддина аль-’Ираки, да помилует его Аллах, (с. 65). Нет нужды его цитировать здесь, смысл его слов такой же, как мы привели.
[4] В данной книге. В конце раздела о первой причине расхождений имамов. Прим. пер.
[5] Т. 5, с. 497 (2125). Издание «Муасаса ар-рисаля».
[6] Шариатские тексты, хадисы. Прим. пер.
[7] Конкретные решения фикха. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума