Циклы Авторы Сортировка

31 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 10

3 016
10 сентября, 15

Мы приводили цитату из книги «аль-Факих ва аль-мутафакких»[1] с иснадом до великого хафиза, достойного доверия передатчика, факиха Мухаммада ибн Исы ибн Наджиха ат-Таббаʼа аль-Багдади (ум. в 224 году по хиджре). Он сказал: «Оставь любой хадис, дошедший до тебя от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором не известно, практиковал ли его кто-то из сподвижников или нет». Затем после этих слов аль-Хатыб пишет:

 
«Переданный достойным доверия передатчиком хадис без разрыва в иснаде может быть отвергнут по нескольким причинам. <...> Третья причина: он противоречит иджме. Это указывает на то, что это хадис отмененный, или у него нет основы, поскольку невозможно, чтобы хадис был достоверным и не отмененным при том, что вся умма объединилась на противоположном. Это то, что сказал Ибн ат-Таббаʼ о хадисе, который мы привели в начале главы».
 
Придерживаться мнения, которое до тебя никто не высказывал, у разумных людей и ученых считается безумием. Ас-Саймари передал в книге «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи»[2] слова имама Зуфара: «Я никогда не спорил ни с кем до тех пор, пока он не скажет «я ошибся», но я спорил до тех пор, пока он не сходил с ума».
 
Его спросили:
 
- Как это — сходил с ума?

Имам ответил:
 
-Начинал говорить то, что не говорили до него».
 
Меня могут спросить: что ты можешь сказать о словах имама ас-Субки касательно того, кто обнаружил достоверный хадис, который никто не практиковал. Может ли он его практиковать? Имам, да помилует его Аллах, пишет в «Маʼна кауль аль-имам аль-Матляби»[3]:
 
«По моему мнению, лучше следовать хадису. Пусть человек представит, будто он сам слышал этот хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Разве в этом случае он смог бы не начать сразу этот хадис практиковать? Клянусь Аллахом, нет! И на каждого возложено по мере его понимания».
 
Я отвечу на это: во-первых, нужно поразмышлять над словами ас-Субки «по моему мнению, лучше следовать хадису».  Его слова «по моему мнению» указывают на то, что по этому вопросу среди ученых есть разногласие. Один высказался за безусловное следование хадису. Другой поставил условием, чтобы его практиковал кто-то из имамов, как в цитатах из аз-Захаби, Ибн Раджаба и других, которые мы привели выше.
 
Это не означает, что практика имама важнее хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что хадис — не довод, пока он не практикуется имамом, и только эта практика делает его доводом. Нет! Да защитит нас Аллах! Хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, самоценен для каждого мусульманина.
 
Поистине, смысл здесь такой: практика имама — это довод на отсутствие иджма саляфов об оставлении этого хадиса. А их иджма об оставлении его — довод, указывающий на существование другого хадиса по данному вопросу.
 
Предшественниками аз-Захаби и Ибн Раджаба из поздних ученых был имам Ибн ас-Салях, цитату из которого мы приводили раньше[4] с комментарием ас-Субки. Имам (Ибн ас-Салях) пишет:
 
«А если он не достиг такого уровня — то есть уровня абсолютного или ограниченного иджтихада[5] — при этом чувствует в сердце беспокойство оттого, что противоречит хадису, при том, что он исследовал вопрос и не нашел этому противоречию удовлетворительного объяснения, то пусть он посмотрит: практиковал ли этот хадис имам-муджтахид. Если найдет такого, то пусть последует за ним в практике этого хадиса, и это станет для него уважительной причиной оставить мазхаб своего имама в этом вопросе».
 
У саляфов же есть много высказываний о том, что хадис может быть достоверным, и при этом не практиковаться. Некоторые из этих высказываний мы приводили недавно[6], вроде слов Ибн Аби Лейля, да помилует его Аллах: «Человек не считается знающим хадис, пока не (будет знать), что брать из него, а что оставлять», или слов имама муджтахида Суфьяна ас-Саури, процитированных Ибн Раджабом в «Шархе `иляль ат-Тирмизи»[7]: «Существуют хадисы, которые не берутся (не практикуются)». В книге «Тарих» Абу Зара`а  ад-Димашки[8] приводятся слова имама аль-Ауза'и: «Изучай то, что не практикуется, подобно тому, как изучают то, что практикуется». Кроме того мы приводили слова, которые сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах им доволен, с минбара:
 

«Трудным будет положение перед Аллахом для человека, который передает хадисы, противоречащие тому, что практикуется»[9].
 

[1] См. http://azan.kz/article/show/id/7937.html. Прим. пер.

 

[2] С. 110 — 111.

 

[3] С. 107.

 

[5] Процитированные слова аз-Захаби явно указывают, что это условие относится к «ограниченному муджтахиду», а слова Ибн Раджаба имеют общий смысл.

 

[7] Т. 1, с. 29.

 

[8] Т. 1, с. 263.

 

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков