24 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 3
Поэтому Ибн Вахб и сказал эти слова: «Хадис - область заблуждения для всех, кроме ученых». Он имел в виду факихов, как это ясно из приведенной цитаты из Ибн ‘Уейны [1].
Изучение Сунны у имамов фикха - средство спасения от заблуждения, как свидетельствуют имамы Ибн ‘Уейна и Ибн Вахб. И другие имамы, которые передали их слова, подтверждают это.
Перечислим их имена: слова Ибн ‘Уейны передал Ибн Аби Зейд аль-Кейруани, Халиль аль-Джунди и Ибн Хаджар аль-Хайтами. Слова Ибн Вахба передали Ибн Аби Хатим, Ибн Хиббан, тот же Ибн Аби Зейд (аль-Кейруани), аль-Байхакы, Ибн Абдуль-Барр, (Кади) ‘Ияд, Ибн Асакир и Ибн Раджаб.
Цитата у Ибн Абдуль-Барра в «ат-Тамхид», переданная через Абу Джа’фара аль-Айли, выглядит так: «Я слышал, как Ибн Вахб говорил много раз: «Если бы…» [2]. То есть упомянутые слова Ибн Вахба переданы много раз в упомянутом источнике.
Насколько же опасно невежество людей в отношении этой истины!
Имам ат-Тирмизи привел в «Сунан» [3] хадис от Умм ‘Атыйи об омывании дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зейнаб после ее смерти, а затем написал к этому хадису длинный комментарий, который завершил словами: «Так сказали факихи, а им лучше известен смысл хадиса».
Хафиз аль-Хатыб (аль-Багдади) пишет в «Аль-факих ва аль-мутафакких» [4]:
«Да будет известно, что обильные записывание и передача хадисов не делают человека факихом. Факихом можно стать, только разбирая смыслы хадисов и усердно размышляя над ними».
Затем автор привел наставление, сделанное имамом Маликом, да будет Аллах им доволен, своим племянникам Абу Бакру и Исмаилю, сыновьям Абу Увайса. Имам Малик сказал им:
- Я вижу, что вы любите это дело - собирание и слушание хадисов - и собираетесь заняться им.
Они ответили:
- Да.
Имам сказал:
- Если вы хотите получить от хадисов пользу, и чтобы Аллах сделал вас полезными, то меньше занимайтесь эти делом и больше изучайте фикх.
Также аль-Хатыб приводит с иснадом до Абу Ну’ейма аль-Фадля ибн Дукейна, одного из известных учителей имама аль-Бухари, следующие слова: «Я заходил к Зуфару - Ибн аль-Хузейлю, одному из величайших учеников имама Абу Ханифы - и он говорил мне: «Подойди, я взгляну на твои хадисы». Я показывал ему то, что услышал, а он говорил: «Это берется, это не берется, это отменяющий хадис, это отмененный»».
Именно поэтому имам Малик всегда выбирал, от кого брать хадисы. Он считал, что условием для того, чтобы передатчик считался достойным доверия (сика) и его хадисы бы принимались, - чтобы этот передатчик хорошо понимал смысл того, что передает.
Кади ‘Ияд, да помилует его Аллах, пишет в «Тартиб аль-Мадарик» [5]: «Ибн Вахб сказал: «Малик разбирал [6] аль-‘Аттафа ибн Халида - а он был из тех, чьи передачи принимаются - и сказал:
- Я слышал, что вы берете (хадисы) от него.
Я сказал:
- Да.
Он ответил:
- Мы брали (хадисы) только от факихов»».
[2] Имеются в виду его слова со смыслом: «Если бы ни Малик и Лейс, я бы сбился с пути в знаниях». Прим. пер.
[3] Т. 1, с. 26.
[4] «Аль-факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 81 - 82). История о Малики приводится в этой книге, а также в «Аль-мухаддис аль-фасыль», с. 242, 559.
[5] Т. 1, с. 124 - 125.
[6] Статус передатчика: можно ли от него брать хадисы или нет. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума