19 урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 7
Слова маликитов
Что касается высказываний ученых-маликитов, то великий ученый в науке усуль аль-фикх, чьи слова — довод, имам Шихабуддин Абу аль-Аббас аль-Карафи аль-Малики, да помилует его Аллах, в своей книге «Шар ат-танкых» (С. 450.) объяснил это слова. Его объяснение вполне достойно его высокого статуса:
«Многие факихи-шафииты, опираясь на эти слова, говорят: «согласно мазхабу аш-Шафии, так-то, поскольку об этом есть достоверный хадис». И это ошибка, поскольку необходимо отсутствие противоречий (другим доводам). А знание об отсутствии противоречий доступно лишь тому, кто достиг степени, позволяющей проводить собственные шариатские изыскания, так чтобы в итоге смочь сказать: нет противоречий этому хадису. Но исследование того, кто не достиг степени мужтахид мутлак, не берется в расчет. И тому из шафиитов, кто так говорит, следует сначала достичь уровня, позволяющего проводить подобное исследование, а потом выносить такое решение».
Смысл этих слов следующий: если мы хотим некое решение, вынесенное из достоверного хадиса, приписать мазхабу аш-Шафии, то нам нельзя это делать, пока мы не проведем полное исследование, чтобы точно убедиться в том, что нет другого доказательства (далиля), которое противоречит ему (этому хадису). И об отсутствии противоречащего доказательства может знать только тот, кто способен провести полное шариатское исследование (всех доказательств), не только хадисов, а это может сделать только муджтахид и никто иной.
И эти слова имама аль-Карафи аль-Малики напоминают нам слова другого маликита, а именно Абу Бакра аль-Малики (В «Риядан-нуфус» т. 1, с. 263 по изданию Хусейна Муънаса), которые он написал в биографии великого имама Асада ибн аль-Фурата, да помилует его Аллах, ученика имама Малика в Медине и Мухаммада ибн Хасана в Багдаде. Он пишет:
«И об Асаде, да помилует его Аллах, известно, что он принимал только те мнения ученых Медины и Ирака, которые, по его мнению, соответствовали истине. И он имел на это право, поскольку обладал обширными знаниями в различных науках, много исследовал их и много встречался с учеными и мухаддисами».
И поразмысли над тремя условиями, которые дали ему право так поступать: обширные знания наук, множество исследований и многочисленность его учителей.
И если бы не необходимость размышления, осторожности и постановки условий, то каждый человек имел бы право относить любое решение, по которому он нашел достоверный хадис, к тому или иному имаму. А другой человек относил бы решение по тому же самому вопросу к другому имаму. А третий нашел бы достоверный хадис с прямо противоположным решением по тому же самому вопросу, и тоже отнес бы это решение к первому и второму имаму. И так далее до бесконечности. И это привело бы к путанице в знании и к беспорядку в религии под лозунгом «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб».
И таким образом ситуация усложняется и наступает полная анархия вплоть до утверждения единогласного мнения ученых (иджма’) по каждому вопросу, по которому кто-либо нашел достоверный хадис. Ведь эти слова - если хадис достоверен, то это мой мазхаб - они в сердце каждого ученого, более того, каждого мусульманина, как мы сказали в самом начале разбора этого вопроса.
Просим у Аллаха защиты!
Комментарии: 1
Правила форума