Циклы Авторы Сортировка

68 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 4

2 534
17 марта, 16

6. Также если мы предположим, что существующих хадисов достаточно для иджтихада, как об этом сказали Ибн Маꞌин и другие ученые, то одного только доступа к хадисам не достаточно для иджтихада, поскольку для него существуют и другие условия. Среди них – глубокие знания во многих исламских науках, как основных, так и вспомогательных.

 
Об этом очень хорошо сказал имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, в своих словах, переданных аль-Хатыбом в «аль-Факих ва аль-мутафакких»[1].

Имам аш-Шафии сказал:
 
«Давать фетвы о религии Аллаха[2] имеет право только человек, знающий Книгу Аллаха – отмененные и отменяющие аяты, аяты с ясным смыслом и требующие толкования, толкования аятов и причины ниспослания, какие из них мекканские, а какие мединские, что под ними подразумевается и по какому поводу они были ниспосланы[3].
 
Затем этот человек должен знать хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует – отмененные и отменяющие, а также знать про хадисы все то, что необходимо знать про Коран.
 
Также он должен знать язык и поэзию[4], а также все, что он должен знать о науках и Коране.
 
И он должен быть справедлив, не говорить слишком много, также он должен знать расхождения горожан (ученых)[5].
 
Также такой человек должен обладать талантом.
 
Если он обладает всеми этими качествами, то имеет права давать фетвы о дозволенном и запретном. Если же не обладает – то не имеет права говорить о науках и давать фетвы».
 
Имам Абу Шама пишет в книге «Хутба аль-китаб аль-муаммаль»[6]:
 
«Знай, что вынесение решений по вопросам фикха и уточнение их основано на блестящем знании усуль аль-фикх. А совершенство во всех науках основано на глубоком знании арабского языка: всех нюансов, исключений, способов словоупотребления. По этой причине сбились с истины многие, кто не знал его. Это привело их к разнообразным ошибкам в науках усуля и фикха. Они совершили очень много ошибок и наговорили бессмыслицы».
 
«Абу Убайда сказал:
 
«Я слышал, как аль-Асмаꞌи говорил:
 
«Я слышал, как Халиль ибн Ахмад говорил:
 
«Я слышал, как Айюб ас-Сахтияни говорил:
 
Большинство тех, кто вышел из религии (стал зиндиком) в Ираке, сделал это по причине незнания арабского языка[7]»».
 
Аз-Зухри говорил:
 

«Те, кто ошибся в толковании Корана, ошибся из-за незнания арабского языка»».

 

[1] Т. 2, с. 157.

 

[2] Имеется в виду иджтихад. Прим. пер.

 

[3] Также из того, что касается Корана необходимо знать виды его чтения. Имам аль-Касталяни пишет в «Латаиф аль-ишарат» (т. 1, с. 171), говоря о достоинствах науки о видах чтения Корана: «Ученые выводят из каждой буквы, прочитанной в одном из чтений, смыслы, которых нет при других вариантах чтения. Виды чтения – это довод факихов при вынесении решений (из аятов Корана), и их довод для следования по прямому пути».

 

Пример следования по прямому пути через виды чтения (Корана) – чтение Хамзой и аль-Касаи того, что не очевидно в других способах чтения 159-го аята суры «аль-Анꞌам»:

 

الَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعًا

 

Смысл: «Те, которые раскололи свою религию и разделились на секты». А также 32-ой аят суры «ар-Рум». Хамза и аль-Касаи читали:

 

الَّذِينَ فَارَقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعًا

 

(То есть: «покинули религию»). Это довод против тех, кто говорил, что в общепринятом чтении «فَرَّقوا» («раскололи, разделили религию») имеются в виду мукаллиды, следующие за имамами фикха. Это явная ошибка и заблуждение. Такое применение аята, в котором говорится о кафирах, в отношении верующих рабов Аллаха – метод заблудших хариджитов! Из таких примеров мы понимаем важность науки о чтениях Корана.

 

[4] В «аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 22) сказано, что сам аш-Шафии «изучал арабский язык двадцать лет. Когда его спросили об этом, он ответил: «Я занимался этим с одной только целью – для лучшего изучения фикха».

 

От имама Ибрахима аль-Харби передаются слова: «Тот, кто говорит о фикхе без опоры на язык, говорит неполноценно»».

 

В книге «Бугья аль-вуꞌа» (т. 1, с. 529) сказано в биографии Ибн Халявейхи аль-Хасана ибн Ахмада (ум. в Алеппо в 370-м г. по хиджре), что один человек сказал ему:

 

- Я хочу изучить из арабского языка только то, что улучшит мою речь.

 

Имам ответил ему:

 

- Я изучаю нахву (синтаксис арабского языка) уже пятьдесят лет, и я не изучил пока того, что улучило бы мою речь.

 

В этом, конечно, есть преувеличение, однако в этом есть зерно истины. Возможно, имам таким образом хотел отразить нападки этого человека.

 

[5] Хафиз аль-Миззи пишет в примечании в «Тахзиб аль-камаль» (т. 5, с. 80): «Саꞌид ибн Джубайр лучше остальных знал расхождения», то есть расхождения ученых.

 

[6] С. 62 – 63.

 

[7] Айюб ас-Сахтияни, да помилует его Аллах, имел в виду Амра ибн Убайда, еретика-кадарита, и подобных ему. Аль-Хатыб пишет в «ат-Тарих» (т. 12, с. 166 – 188) о некоторых его заблуждениях. Так, он пишет (т. 12, с. 175 – 176), что аль-Асмаꞌи сказал: «Амр ибн Убайд пришел к Абу Амру ибн аль-ꞌАля и сказал:

 

- Абу Амр, Аллах нарушает Свои обещания?

 

Он ответил:

 

- Нет.

 

Амр сказал:

 

- Ты не видишь разве, что обещания наказания противоречит обещанию награды?

 

Абу Амр ибн аль-ꞌАля ответил ему:

 

- Ты это из какого-то иностранного языка взял, Абу Усман. Обещание (الوعد) – это не то же самое, что устрашение (الوعيد). Арабы не считают нарушением обещать дурное, а затем не совершить его. Это считается милостью. Нарушение – это обещать благое, и не дать.

 

Амр сказал:

 

- Докажи мне, что в арабском это так.

 

Абу Амр ответил:

 

- Разве ты не слышал слова поэта:

 

Не боится мой двоюродный брат вреда от меня

 

И не бежит стремглав от моих угроз,

 

Ведь я, когда устрашаю (أوعد) его или обещаю (وعد) хорошее,

 

Не выполняю угроз, но выполняю обещания.»

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков