68 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 4
6. Также если мы предположим, что существующих хадисов достаточно для иджтихада, как об этом сказали Ибн Маꞌин и другие ученые, то одного только доступа к хадисам не достаточно для иджтихада, поскольку для него существуют и другие условия. Среди них – глубокие знания во многих исламских науках, как основных, так и вспомогательных.
Имам аш-Шафии сказал:
«Те, кто ошибся в толковании Корана, ошибся из-за незнания арабского языка»».
[1] Т. 2, с. 157.
[2] Имеется в виду иджтихад. Прим. пер.
[3] Также из того, что касается Корана необходимо знать виды его чтения. Имам аль-Касталяни пишет в «Латаиф аль-ишарат» (т. 1, с. 171), говоря о достоинствах науки о видах чтения Корана: «Ученые выводят из каждой буквы, прочитанной в одном из чтений, смыслы, которых нет при других вариантах чтения. Виды чтения – это довод факихов при вынесении решений (из аятов Корана), и их довод для следования по прямому пути».
Пример следования по прямому пути через виды чтения (Корана) – чтение Хамзой и аль-Касаи того, что не очевидно в других способах чтения 159-го аята суры «аль-Анꞌам»:
الَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعًا
Смысл: «Те, которые раскололи свою религию и разделились на секты». А также 32-ой аят суры «ар-Рум». Хамза и аль-Касаи читали:
الَّذِينَ فَارَقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعًا
(То есть: «покинули религию»). Это довод против тех, кто говорил, что в общепринятом чтении «فَرَّقوا» («раскололи, разделили религию») имеются в виду мукаллиды, следующие за имамами фикха. Это явная ошибка и заблуждение. Такое применение аята, в котором говорится о кафирах, в отношении верующих рабов Аллаха – метод заблудших хариджитов! Из таких примеров мы понимаем важность науки о чтениях Корана.
[4] В «аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 22) сказано, что сам аш-Шафии «изучал арабский язык двадцать лет. Когда его спросили об этом, он ответил: «Я занимался этим с одной только целью – для лучшего изучения фикха».
От имама Ибрахима аль-Харби передаются слова: «Тот, кто говорит о фикхе без опоры на язык, говорит неполноценно»».
В книге «Бугья аль-вуꞌа» (т. 1, с. 529) сказано в биографии Ибн Халявейхи аль-Хасана ибн Ахмада (ум. в Алеппо в 370-м г. по хиджре), что один человек сказал ему:
- Я хочу изучить из арабского языка только то, что улучшит мою речь.
Имам ответил ему:
- Я изучаю нахву (синтаксис арабского языка) уже пятьдесят лет, и я не изучил пока того, что улучило бы мою речь.
В этом, конечно, есть преувеличение, однако в этом есть зерно истины. Возможно, имам таким образом хотел отразить нападки этого человека.
[5] Хафиз аль-Миззи пишет в примечании в «Тахзиб аль-камаль» (т. 5, с. 80): «Саꞌид ибн Джубайр лучше остальных знал расхождения», то есть расхождения ученых.
[6] С. 62 – 63.
[7] Айюб ас-Сахтияни, да помилует его Аллах, имел в виду Амра ибн Убайда, еретика-кадарита, и подобных ему. Аль-Хатыб пишет в «ат-Тарих» (т. 12, с. 166 – 188) о некоторых его заблуждениях. Так, он пишет (т. 12, с. 175 – 176), что аль-Асмаꞌи сказал: «Амр ибн Убайд пришел к Абу Амру ибн аль-ꞌАля и сказал:
- Абу Амр, Аллах нарушает Свои обещания?
Он ответил:
- Нет.
Амр сказал:
- Ты не видишь разве, что обещания наказания противоречит обещанию награды?
Абу Амр ибн аль-ꞌАля ответил ему:
- Ты это из какого-то иностранного языка взял, Абу Усман. Обещание (الوعد) – это не то же самое, что устрашение (الوعيد). Арабы не считают нарушением обещать дурное, а затем не совершить его. Это считается милостью. Нарушение – это обещать благое, и не дать.
Амр сказал:
- Докажи мне, что в арабском это так.
Абу Амр ответил:
- Разве ты не слышал слова поэта:
Не боится мой двоюродный брат вреда от меня
И не бежит стремглав от моих угроз,
Ведь я, когда устрашаю (أوعد) его или обещаю (وعد) хорошее,
Не выполняю угроз, но выполняю обещания.»
Комментарии: 0
Правила форума