Циклы Авторы Сортировка

9 урок. Установление принадлежности слов хадиса Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует

4 591
2 марта, 15

Второй пример: хадис о покашливании Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или тасбихе (восхвалении Аллаха) в намазе, когда Али, да будет Аллах им доволен, попросил разрешения войти[1].

 

Передатчики этого хадиса разошлись во мнениях, было это слово «покашливание» или «тасбих».

Хадис можно найти в сборнике ан-Насаи и Ибн Хузеймы[2], который назвал главу «Облегчение в виде покашливания, если это слово, насчет которого есть расхождения, достоверно». Более подробно можно прочитать в «Хашия ас-Синди» к сборнику ан-Насаи и в книге «Ат-Талхыс аль-хабир»[3], и кажется, что в копии сборника ан-Насаи, которой обладал Ибн Хаджар, было сказано «совершил тасбих».

По этой причине возникло и расхождение в решениях фикха. В мазхабе имама Ахмада: произнесение тасбиха с целью дать понять, что ты совершаешь намаз, не влияет на его действительность. Что же касается покашливания, то в мазхабе есть мнение, что это нарушает намаз. Однако поздние ханбалиты вынесли решение, что это нежелательно, поскольку есть расхождения, действителен намаз или нет[4].

В шафиитском мазхабе тасбих не нарушает намаз никогда. И есть сильное мнение, что намаз нарушается покашливанием, если в результате его проявились две буквы, как сказано в «Аль-Маджмуʼ»[5].

Что касается ханафитов, то и у них тасбих не нарушает намаз, а покашливание без необходимости нарушает намаз. Необходимость может возникнуть для улучшения голоса для чтения или для оповещения, что человек совершает намаз[6].

Третий пример: аль-Бухари[7] и другие передали от Ибн Аби Зиъба от аз-Зухри от Саʼида ибн аль-Мусайиба от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда услышите икамат, идите на намаз со спокойствием и достоинством, не торопясь. И совершите то, что застанете, и завершите то, что пропустили».
 
И Абдур-Раззак передал в «Аль-Мусаннаф», и от него – имам Ахмад в «Аль-Муснад» от Муʼмара, а также аль-Хамиди в «Аль-Муснад» от Ибн ʼУейны, и они оба – от аз-Зухри, который передает от Саʼида ибн аль-Мусайиба этот хадис от Абу Хурайры со словами «восполните то, что пропустили»[8].

Также в «Муснаде» передается от Анаса с иснадом от Абу Хурайры до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (хадис марфуʼ): «Пусть восполнит то, что пропустил». То же у Абу ʼАуаны[9].

Расхождение в данном случае небольшое и касается единственного слова: «завершите» или «восполните», – однако из этого вытекает важное разногласие в решениях фикха.

Суть вопроса такова: если молящийся присоединился к коллективному намазу в четвертом ракаате, как ему восполнять три предыдущих ракаата, которые он пропустил?

Из смысла первой версии хадиса («завершите») вытекает то, что молящийся считает четвертый ракаат, совершенный им за имамом, своим первым ракаатом, и после саляма имама он встает и выполняет второй ракаат, поскольку он «завершает» свой намаз. Он читает в своем втором ракаате суру «Аль-Фатиха» и другую суру и не читает вступительное дуа, то есть читает все то, что нужно читать во втором ракаате намаза, если бы он совершал его в одиночку. Закончив таким образом второй ракаат, он садится и читает ташаххуд, после чего встает и завершает намаз, выполнив оставшиеся два ракаата, читая в них только суру «Аль-Фатиха». И это мазхаб группы ученых, среди которых – имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен.
 

Из смысла же второй версии хадиса («восполните») следует то, что молящийся считает четвертый ракаат, совершенный им за имамом, своим четвертым ракаатом. И после саляма имама он встает и совершает первый ракаат своего намаза, поскольку он «восполняет» то, что пропустил. Он читает в нем вступительное дуа, суру «Аль-Фатиха» и другую суру, как бы он читал в первом ракаате намаза, если бы совершал его в одиночку. Однако после этого ракаата он, тем не менее, садится и читает ташаххуд. Затем он встает и читает «Аль-Фатиху» и другую суру, а в своем последнем ракаате читает только «Фатиху». И это мазхаб группы ученых, среди которых ханафиты. И это практика смыслов обеих версий: в плане чтения сур это восполнение, а в плане сидений (для чтения ташаххуда) это завершение[10].
 

[1] Передают со слов Али: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил мне навещать его дважды: вечером и днем. Если же я приходил к нему, когда он совершал намаз, то он покашливал, давая мне знать о себе». Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа (Булюг аль-Марам, 221). И в другой версии этого хадиса вместо «покашливал» сказано «совершал тасбих» (Субуль ас-салям). Прим. пер.

 

[2] Ан-Насаи (Ас-Сугра), т. 3, с. 12 (1211-1213). Ибн Хузейма, т. 2, с. 54 (902 – 904). «Ат-Талхыс аль-хабир», т. 1, с. 283.

 

[3] Имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни. Прим. пер.

 

[4] «Аль-Мугни», т. 1, с. 706-707. «Шарх мунтаха аль-ирадат», т. 1, с. 201.

 

[5] Т. 4, с. 10, 21.

 

[6] См. «Хашия Ибн Абидин», т. 1, с. 416. Также следует обратить там внимание на цитату выдающегося факиха Ибн Амира Хаджа из «Хальба аль-Маджали».

 

[7] Т. 2, с. 117 (636).

 

[8] «Аль-Мусаннаф», т. 2, с. 287 (3399). «Аль-Муснад» имама Ахмада, т. 2, с. 270. Аль-Хамиди, т. 2, с. 418 (935).

 

[9] «Аль-Муснад», т. 3, с. 243, 252. «Сахих» Абу ʼАуаны, т. 2, с. 109.

 

[10] См. остальные хукмы, вытекающие из этого разногласия в версиях хадиса, в «Аль-Бахр ар-раик» (т. 1, с. 400 – 403) и в «Хашия Ибн Абидин» (т. 1, с. 596).

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков