Циклы Авторы Сортировка

33 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 12

3 414
21 сентября, 15
В книге «аль-Аусат» Ибн Мунзира[1] сказано: «Передается от Хаммада ибн Салямы, что он сказал: «Если тебе переданы от какого-то человека два противоречащих друг другу хадиса, и ты не знаешь, какой из них отмененный, какой отменяющий, какой был раньше, какой позже — то считай, что тебе ничего не передано»». То есть, считай, что этот человек тебе не передавал хадисы.
 
Абу Дауд пишет в «Сунан»[2]: «Если два хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, противоречат друг другу, то смотри, что брали сподвижники».
 
Разговор это долгий. Идея же состоит в следующем: положение того, кто не слышал хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — будь он сподвижник или нет — отличается от того, кто представил, «будто он сам слышал этот хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.» Тот, кто сам не слышал хадис, будет практиковать один из них, зная об обоих.  А тот, кто непосредственно слышал хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будет также практиковать один, при этом не зная о другом, или зная — если ему, например, рассказал его другой сподвижник — но не напрямую от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И то, что он слышал сам он предпочтет тому, что ему было рассказано, кроме случая, когда мы предполагаем, что тот сподвижник, который ему рассказал хадис, сообщил, что предыдущий хадис был отменен.
 
Так Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) видел, как  Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, съел три кусочка мяса, затем прочитал намаз, не прикасаясь к воде. Потом Абу Хурайра рассказал ему хадис: «Совершайте омовение после пищи, которой касался огонь», но он (Ибн Аббас) не стал практиковать его, действуя в соответствии с тем, что он сам видел, предпочитая это тому, что ему было передано через третье лицо. Мы не скажем же Ибн Аббасу: «Представь, что ты находился рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует...» или «Разве ты можешь откладывать практику того, что передано тебе от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
 
Это напоминает нам о другом случае, произошедшем с Ибн Аббасом, да будет Аллах ими доволен, и в этом есть большая польза, касающаяся разбираемой нами темы.
 
Передали имамы Ахмад[3] и ат-Тахави в «Шарх ма'ани аль-асар»[4] (приведем его словами), что 'Урва ибн аз-Зубайр сказал Ибн Аббасу, да будет Аллах ими доволен:

- Почему ты вводишь людей в заблуждение, Ибн Аббас?

-В чем это, 'Уреййя[5]?

-Ты даешь им фетву, что когда они совершат таваф вокруг Ка'бы, то выходят из хаджа или умры (тахаллюль), в то время как Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, продолжали читать тальбию, будучи в хадже, не прекращая оставаться в ихраме до дня жертвоприношения.

Ибн Аббас ответил:

- Это вы ошиблись. Я вам передаю от  Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а вы мне от Абу Бакра и Умара!

На это 'Урва сказал:

- Абу Бакр и Умар лучше знали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чем ты[6]!
 
Ат-Табарани[7] пишет: «'Урва сказал ему:
 
- Как давно ты вводишь людей в заблуждение!

- В чем это, 'Уреййя?

- Человек вышел в ихраме для совершения хаджа или умры, и когда он совершил таваф, то, по твоему утверждению, он выходит из ихрама. Но Абу Бакр и Умар запретили это!

Ибн Аббас ответил:

- Горе тебе! Для тебя важнее их слова или то, что в Книге Аллаха, и что установил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для своих сподвижников и своей уммы?

На что 'Урва возразил:

- Но они знали больше тебя о Книге Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.»

И передатчик этих слов от 'Урвы Ибн Аби Малика сказал: «'Урва одержал над ним верх».
 
Ибн Аббас лично получил повеление от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и, чтобы не вводить людей в заблуждение, начал практиковать его без промедления, ведь он не знал о другом (повелении). Однако 'Урва говорит: мы не отрицаем сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда берем слова Абу Бакра и Умара. Перед нами два повеления: одно слышал Ибн Аббас, другое — Абу Бакр и Умар. И мы предпочитаем их мнение, поскольку они больше знали о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
 
И таков наш ответ тем, кто призывает нас отбросить фикх Абу Ханифы, Малика, Шафии и Ахмада, да будет Аллах ими доволен, и практиковать то, что они называют «фикхом Корана и Сунны» или «фикхом Сунны» или другими какими-то названиями. Мы говорим таким: мы не хотим брать ваш фикх вместо фикха имамов. Они лучше вас знали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, «лучше» здесь не просто сравнительная степень! Не может быть даже сравнения между вашими знаниями и их! И именно наше сильное желание следовать сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, привело нас к следованию за их пониманием пречистой Сунны!
 
И тот, кто аргументирует свое мнение этим случаем (с Ибн Аббасом), приводя его лишь частично, а не полностью, не берет другие мнения Ибн Аббаса, в которых он в своем иджтихаде смотрит на причину решения, а не на внешнюю сторону шариатского текста, например об отсутствии желательности быстрой ходьбы (рамаль) во время тавафа. Более того, он, да будет доволен им Аллах, сказал тем, кто говорил о его желательности: «Вы лжете», то есть «вы ошибаетесь», как это приводится в «Сахих Муслим»[8], в то время как Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и неправильно оставлять это», как сказано в «Сахих аль-Бухари»[9].
 
Таков наш ответ на слова имама ас-Субки, о которых сказал этот джахиль в предисловии к «аль-Аят аль-баййинат»: «Они ломают хребет фанатику». И если таков его довод, который со всей ясностью ломает хребет, то что можно сказать о крушении другого его довода! При рассмотрении становится ясно, что это только сомнение, к которому относятся слова того, кого спросили:

- В чем удовольствие?

И он ответил:


- В доводе, который гордится своей ясностью, и в сомнении, которое разрушается при его посрамлении[10].
 

[1] Т. 1, с. 225.

 

[2] После хадиса № 1847.

 

[3] «Муснад», т. 1, с. 252.

 

[4] Т. 2, с. 189.

 

[5] Уменьшительная форма имени 'Урва.

 

[6] И слова 'Урвы в «Муснаде»: «Они оба (Абу Бакр и Умар) лучше следовали за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, и луче знали его, чем ты». В «ат-Тамхид» (т. 3, с. 353) передается от имама Яхьи ибн Са'ида аль-Ансари, да помилует его Аллах: «Абу Бакр и Умар больше всех людей следовали за сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует». См. этот вопрос в «Зад аль-ма'ад» (т. 2, с. 178 — 223) и в «И'ля ас-сунан» (т. 1, с. 258 — 274).

 

[7] В «аль-Аусат», т. 1, с. 42 (21).

 

[8] Т. 2, с. 921 (237).

 

[9] Т. 3, с. 471 (1605) по «Фатх аль-Бари».

 

[10] В «Тафсире аль-Кашшаф» аз-Замахшари (т. 1, с. 21), в начале суры «аль-Бакара»: «руководство для богобоязненных».

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков