Циклы Авторы Сортировка

20 урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 8

6 039
2
25 мая, 15

Может возникнуть вопрос: тогда в чем смысл того, что имамы часто повторяли эти и подобные слова?

Ответ на это дал большой ученый по усулю мавляна шейх Хабиб Ахмад аль-Киранави во втором предисловии к книге «И’ля ас-сунан», которое раньше издавалось под названием «Инха ас-сакан», а не так давно было переиздано под названием «Фаваид фи ‘улюм аль-фикх»[1]. Он, да помилует его Аллах, пишет:

«Смысл этих слов в том - и это полностью верно и соответствует действительности - что доводом на самом деле являются слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а не мои слова (слова имама аш-Шафии и др.) И не думайте, будто мои слова - довод сами по себе. И я тем самым прошу у Аллаха избавить меня от ответственности, если что-то из моих мнений противоречит словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И такой смысл не позволяет приписать сказавшему их - то есть имаму аш-Шафии, да помилует его Аллах - разрешение относить любое решение, по которому есть достоверный, по мнению любого человека, хадис, к нему. Пойми это и не обманывайся подобными высказываниями…» И так далее до конца его сильного и глубокого разбора.

И суть ответа на первое сомнение[2], как это следует из слов имамов - Ибн Абидина, Ибн ас-Саляха, его ученика Абу Шамы и ученика Абу Шамы ан-Навави, а также аль-Карафи и ас-Субки - состоит в следующем: человек не может претендовать на право относить решение к мазхабу аш-Шафии и других (имамов), опираясь на упомянутые слова, если он не достиг уровня иджтихада или не приблизился к нему.

И из этого следует, что такие, как мы, не имеют права практиковать прочитанный хадис, даже если он достоверный, утверждая, что это мазхаб аш-Шафии или другого (имама), и что практика этого мнения - это практика признанного мазхаба фикха одного из признанных имамов.

Также из этого следует, что, хотя некоторые великие ученые прошлого практиковали внешний смысл этих слов [3], последующие ученые выявляли их ошибки, и за этими их решениям нельзя следовать. Разумный человек поймет это! Религия Всевышнего Аллаха не должна становиться предметом забавы всяких бездельников, которые претендуют на практику сунны, при этом не имеют на это способностей!

При этом мы не отрицаем сам смысл этих слов имама и их соответствие действительности. Есть случаи, когда имам аш-Шафии связал свое решение с достоверностью хадиса. Так, Хафиз[4] (Ибн Хаджар аль-Аскаляни), приводя хадис от Аиши, да будет Аллах ею доволен, «Мой выход (из хаджа) там, где ты задержишь меня»[5], пишет:

«Это один из тех случаев, когда аш-Шафии связал свое мнение с достоверностью хадиса. И я собрал эти случаи в отдельной книге, рассказав про каждый хадис.»

И для каждого дела есть специалисты. Не дозволено человеку выходить за установленные для него границы.

 

[1] С. 57 - 58 первого издания, с. 64 второго издания.

[2] Ответ на вопрос: как следует правильно понимать слова имамов со смыслом: «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб». Прим. пер.

[3] «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб» и подобных. Прим. пер.

[4] В «Фатх аль-Бари», т. 4, с. 9 (1810), начало раздела о мухсаре в книге о хадже.

[5] Этот хадис передали имамы Бухари и Муслим.

В передаче имама Муслима он выглядит так:

Передают от Аишы, что она сказала: «Посланник Аллаха вошёл к Дабае Бинт аз-Зубайр и сказал: «Ты хотела совершить хадж?» Та ответила: «Клянусь Аллахом, я думаю, что больна». Он сказал ей: «Выходи в хадж и обусловь, сказав: «О, Аллах, мой выход из хаджа там, где Ты задержишь меня».

154 — 1207 حدثنا أبو كريب محمد بن العلاء الهمداني. حدثنا أبو أسامة عن هشام، عن أبيه، عن عائشة رضي الله عنها. قالت:

دخل رسول الله صلى الله عليه وسلم على ضباعة بنت الزبير. فقال لها " أردت الحج ؟ " قالت: والله ! ما أجدني إلا وجعة. فقال لها " حجي واشترطي. وقولي: اللهم ! محلي حيث حبستني " وكانت تحت المقداد.

Речь идет здесь о следующей ситуации: если человек, выехав для совершения хаджа или умры, опасается, что кто-то или что-то может ему помешать выполнить обряд, то он может при вступлении в ихрам обусловить свой выход из хаджа так, как сказано в хадисе. Тогда в случае невозможности выполнить обряды, он просто выходит из ихрама и не должен совершать жертвоприношение. Прим. пер.
АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий

Комментарии: 2

Правила форума
Ruslan M
Ruslan M
0
Маленькая опечатка: «не имеют на это способносте!» («способностей»).
1 марта, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили. Джазака Аллаху хайран, брат.
1 марта, 19
Список уроков