ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Цикл завершен
63 урок. Об этике в отношении имамов фикха, часть 4
Сказано в «Тахзиб ат-Тахзиб» в биографии Исхака ибн Исмаиля ат-Талькани, достойного доверия передатч...
63 урок. Об этике в отношении имамов фикха, часть 4
Также посмотри, читатель, на другой случай, произошедший с имамом Ахмадом: как он относился к другим имамам!
Сказано в «Тахзиб ат-Тахзиб»[1] в биографии Исхака ибн Исмаиля ат-Талькани, достойного доверия передатчика, что одним из тех, кто хвалил его был имам Ахмад, однако критиковал его за его нападки на Абдуррахмана ибн Махди и других. Имам Ахмад говорил: «До меня дошло, что он ругает Абдуррахмана ибн Махди. Как это странно!» Затем имам Ахмад сказал в гневе: «Что с тобой?! Горе тем, кто ругает имамов!».
Я посчитал нужным закончить разговор об этой теме словами имамов.
Имам Абуль-Хасан аль-Кабиси аль-Малики (ум. в 403-м г. по хиджре) пишет[2]:
«Не следует тому, кто нашел достоверный хадис или другое достоверное высказывание, заниматься его толкованием или использовать его, чтобы разрешать что-то или запрещать, не имея знаний, помимо знания о путях его передачи. Нужно спросить у факихов, обладателей знаний о сунне и биографиях имамов. Поистине, среди хадисов есть отменяющие и отмененные, а отмененные хадисы использовать нельзя.
В хадисах есть смыслы, которые знают только ученые, которые глубоко их изучили. Но это отдельный предмет разговора. Достаточно будет привести слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из его хутбы в прощальном хадже, приведенной в достоверном хадисе: «Пусть присутствующий донесет (мои слова) до отсутствующего. Возможно он донесет их до того, кто поймет их лучше него самого»».
Имам Таки ас-Субки много пишет об этом в «ад-Дурра аль-Мудыйя»[3]. Я процитирую оттуда лишь небольшие отрывки, которые касаются нашей темы.
Он, да помилует его Аллах, пишет:
«Люди делятся на два вида:
Ученые-муджтахиды, способные выносить хукмы из Корана и сунны, и простой человек (ꞌамми), мукаллид ученых. Задача муджтахида при возникновении вопроса – вынести хукм из источников Шариата. А задача 'амми – обратиться в этом случае к словам ученых. Не муджтахид не имеет права, услышав аят или хадис, отказываться от слов ученых. Увидев, что их слова противоречат этому аяту или хадису, при том, что они знали их, он должен быть уверен, что они противоречат им на основе довода. Поистине, Всевышний Аллах сказал:
فَاسْأَلُواْ أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
На самом деле, тот, кто не является ученым-муджтахидом, особенно ꞌамми, услышав аят, имеющий общий смысл, не имеет права практиковать этот общий смысл, не обращаясь к словам ученых.
Невозможно практиковать общие значения, не обладая знанием об отмененных и отменяющих (аятах и хадисах), об общем и частном, неограниченном (мутлак) и ограниченном (мукайяд), неясном (муджмаль) и объясненном (мубайян), буквальном и переносном значении (слов)».
Невозможно практиковать общие значения, не обладая знанием об отмененных и отменяющих (аятах и хадисах), об общем и частном, неограниченном (мутлак) и ограниченном (мукайяд), неясном (муджмаль) и объясненном (мубайян), буквальном и переносном значении (слов)».
Дальше имам на протяжении почти двух страниц приводит примеры из Благородного Корана и Пречистой сунны, после чего пишет:
«Это доказывает, что практиковать сам аят или хадис, не обращая внимания на доводы, конкретизирующие и ограничивающие его, – ошибка. Если человек признает, что ему не следует практиковать общий смысл, не зная о конкретизирующий доводах, то поймет, что ему необходимо обращаться к ученым. Также не следует практиковать аят из Корана, не узнав, есть ли хадисы, объясняющие, конкретизирующие или ограничивающие его. Всевышний Аллах сказал:
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
Смысл: «Мы ниспослали тебе (о Мухаммад!) Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались.»»[5]
Затем имам пишет:
«Тот, кто не знает Корана, сунны и мнений имамов, не имеет права практиковать услышанный им далиль, не обращаясь к объяснениям имама».
Высказываний ученых по этой теме очень много. И кто не является муджтахидом, тот - ꞌамми мукаллид. Рассмотрение этого вопроса можно найти в конце книг по усуль аль-фикх, а также в разных местах других книг.
Предыдущий урок
62 урок. Об этике в отношении имамов фикха, часть 3
Следующий урок
64 урок. Ответ на сомнение: «Если имам мазхаба мог не знать что-то из сунны, не нужно ли проверить все его доказательства?»
Комментарии: 2
Правила форума