Имам Ибн Аби Зейд (аль-Кейрувани) пишет,
[1] перечисляя положения вероучения Ахлю-с-Сунна и принципы верного пути:
«Принятие сунны. И не противопоставлять ей мнения, не противоречить ей аналогиями (кыяс). И то, что толковали из нее праведные предшественники, толкуем и мы. То, что практиковали, - практикуем и мы. А то, что оставляли, – мы тоже оставляем. Мы можем не делать того, что не делали они. И мы следуем за тем, что они разъяснили. И мы придерживаемся их решений и мнений по поводу (различных) ситуаций. И мы не противоречим их (саляфов) большинству в отношении расхождений или в толкованиях.
И все упомянутые нами положения – это мнения Ахлю-с-Сунна и имамов фикха и хадиса, так, как мы их объяснили. И все это – мнения Малика. Часть из них передается от него дословно, другая часть известна из его мазхаба…
Имам Малик говорил: «То, что практиковать, – я беру из хадисов».
И сказал тот, за кем я следую
[2]: «Тяжело говорить в подобных ситуациях: передал мне такой-то от такого-то, тогда как табиʼины говорили, когда до них доходили хадисы от других: «Мы знаем это, однако практикуется иное»».
Брат Мухаммада ибн Абу Бакра ибн Хазма спрашивал его:
- Почему ты не практикуешь такой-то хадис?
Тот отвечал:
- Я не видел, чтобы люди его практиковали.
Ан-Нахаʼи говорил:
«Если бы я видел, что сподвижники берут малое омовение до запястий,
[3] я бы брал его так же, при том, что я читал, что (нужно мыть) до локтей
[4]. Причина этого в том, что они (сподвижники) вне подозрений в оставлении сунны, ведь они обладатели знаний и больше всех людей стремились следовать за Пророком, мир ему и благословение Аллаха. И подозревать их в этом
[5] могут лишь те, в чьем Исламе есть сомнения».
Абдуррахман ибн Махди говорил: «Сунна, взятая из практики людей Медины, лучше, чем хадис».
Ибн ʼУейна говорил: «Хадис – место заблуждения для всех, кроме факихов».
Он имел в виду, что остальные (не факихи) могут понять что-то буквально, тогда как в другом хадисе этому дается толкование, или же есть другое доказательство, им не известное, или же этот хадис «матрук» (оставленный), он не принимается по какой-либо причине, которая не известна никому, кроме тех, кто достиг глубокий знаний и изучил фикх.
Ибн Вахб говорил: «Любой знаток хадиса, у которого нет имама в фикхе, – заблудший», а также он говорил: «Если бы Аллах не спас нас через Малика и Лейса, мы бы сбились с пути».
Дальше Ибн Аби Зейд пишет
[6]:
«Малик говорил: «Никогда не было в Медине имама более знающего о противоречащих друг другу хадисах.»
[7] Ашхаб поясняет: «Имеется в виду, он не рассказывал те хадисы, которые не практикуются».
Кади ʼИяд, да помилует его Аллах, пишет
[8]:
«Глава о том, что передано от саляфов и (других) ученых об обязательности обращаться к практике людей Медины
[9], и о том, что она – довод у них, пусть и в отличие от большинства.
Передается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах им доволен, сказал с минбара:
«Трудным будет положение перед Аллахом для человека, который передает хадисы, противоречащие тому, что практикуется».
Ибн аль-Касим и Ибн Вахб говорили: «Мы видели, что, по мнению Малика, практика
[10] сильнее хадиса».
Малик говорил: «Ученые из числа табиʼинов передавали хадисы, и когда до них доходили (хадисы) от других, они говорили: «Мы знаем это, однако практикуется иное»».
[1] В книге «Китаб аль-Джамиʼ», с. 117.
[2] Имеется в виду имам Малик. См. ниже. Прим. пер.
[3] Имеется в виду: если бы они, совершая малое омовение, мыли бы руки не до локтей, а только до запястий. Прим. пер.
[4] В книге «аль-Худжа фи баян аль-махабба» Абу аль-Касима ат-Тайми аль-Асбахани (т. 2, с. 401) сказано: «Ибрахим ан-Нахаʼи говорил: «Если бы они мыли только один ноготь, мы не мыли бы больше этого. Большое унижение для людей – противоречить их поступкам»».
[5] В отказе от следования сунне. Прим пер.
[6] В книге «Китаб аль-джамиʼ», с. 146.
[7] «Мухталяф аль-хадис» - это хадисы, в которых содержатся противоречащие друг другу решения фикха. Прим. пер.
[8] В книге «Тартиб аль-мадарик», т. 1, с. 66.
[9] «Практика людей Медины» («ʼАмаль ахль аль-Мадина») - это один из доводов Шариата, согласно мнению имама Малика, основа для вынесения решений только в маликитском мазхабе, не признаваемая остальными мазхабами фикха. Маликиты считают письмо имама Малика Лейсу ибн Саʼду, в котором он обосновал использование практики людей Медины как довода, первым в истории сочинением по науке усуль аль-фикх. Люди Медины – это сподвижники и их ученики из числа табиʼинов и учеников последних. Их практика, по мнению маликитов, – это наследие, передаваемое от большой группы ученых большой группе их учеников, причем это знание передавалось непосредственно в месте Откровения, в городе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, праведных халифов, сподвижников, дававших фетву, и их благочестивых учеников, да будет Аллах доволен ими всеми.
[10] Практика людей Медины. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума