21 урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 9
И я скажу в конце этого разъяснения: не лучше ли нам учесть опыт тех ученых, с которыми случились эти неприятности[1] - при их знаниях и достоинствах - и держаться мнений имама, за которым Аллах облегчил нам следование с начала нашей сознательной жизни?!
И эта фраза - после первого издания книги - вызвала гнев некоторых людей [2], которые усмотрели в ней призыв к слепому следованию (таклиду), при этом, якобы «мукаллид равен, по мнению ученых, невежде». Однако не проходит и страницы, как автор начинает сам себе противоречить, поскольку в этом вопросе невозможно избежать противоречия. Он пишет о тех, кто не достиг уровня иджтихада: «Таковы, например, большинство ученых нашего времени». Таким образом, он признает, что большинство ученых нашего времени - мукаллиды. Но тот, кто способен назвать «невеждой» не достигшего степени иджтихада, тот на самом деле и есть невежда!
Такова логика этого дурака: назвал мукаллида невеждой, якобы таково его положение, по мнению ученых, а спустя страницу он заявляет: это всякий, кто не достиг степени иджтихада!
На самом же деле, какая тогда разница между тем, кто приблизился к степени иджтихада, и тем, кто не выучил ни одной буквы ни по одной шариатской науке?
Вероятно, он не знает историю, которую рассказал имам Ибн Таймийя в своей книге «Аль-Мусаввада» и его ученик Ибн аль-Кайим в «И’лям аль-мукы’ин» [3]. Один человек спросил имама Ахмада, да помилует его Аллах:
- Можно ли назвать факихом того, кто наизусть знает сто тысяч хадисов?
Имам ответил:
- Нет.
- А если двести тысяч?
- Нет.
- А триста тысяч?
- Нет.
- А четыреста тысяч?
Тогда имам сделал рукой жест, подразумевающий, что такой человек, быть может, и будет факихом, способным давать людям фетвы на основе своего иджтихада.
Далее Ибн Таймийя и Ибн аль-Кайим приводят, что Ибн Шакыля, один из имамов-ханбалитов, сказал: «Я давал фетвы в мечети аль-Мансур и однажды рассказал эту историю - про того человека и имама Ахмада - и один из присутствующих сказал мне:
- Как же ты даешь фетвы, ведь ты не знаешь наизусть такого количества хадисов?!
Я ответил ему:
- Да простит тебя Аллах! Да, я не знаю наизусть столько хадисов, но я даю фетвы по мнениям человека, который знал наизусть столько, и даже больше!»
Он имел в виду, что дает фетву, просто передавая слова имама Ахмада [4], который отобрал хадисы для своего «Муснада» из более, чем 750 000 хадисов.
После двух этих историй Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, пишет: «Я говорю: если муфтий передал мнение своего имама, то, поистине, он дал фетву, основываясь на знании. Он на самом деле просто передатчик мнения своего имама и не выходит за границы знания» [5].
Ибн Абдуль-Барр передает в книге «Ат-Тамхид», что имам Ибн Шихаб аз-Зухри сказал своему ученику Юнусу ибн Язиду аль-Айли: «Послушай меня и совершай омовение после того (той пищи), к чему прикоснулся огонь». «Я не последую за тобой, оставив (мнение) Са’ида ибн Мусаййиба». И замолчал аз-Зухри.
Это и есть таклид и следование за мнением имама, и совершающий его не выходит за границы знания и практики знания. Если бы это было ошибкой и заблуждением, разве промолчал бы Ибн Шихаб?!
И кто тогда невежда?!
На самом же деле невежда - тот, кто использует научный термин из области усуль аль-фикх «‘амми» в значении «невежда».
Просим у Аллаха защиты и безопасности!
«Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд» [6] в знаниях, поступках и нраве.
[2] Предисловие к «Аль-аят аль-байинат» Ну’мана аль-Алюси.
[3] «Аль-Мусаввада», с. 516, «И’лям аль-мукы’ин», т. 1, с. 45.
[4] Это и есть таклид, будь то за имамом Ахмадом или кем-то другим из имамов. Это невозможно отрицать.
[5] В этих словах - признание законности таклида, здесь нет порицания мукаллидов, не способных самостоятельно исследовать шариатские доводы. В этом заключается защита исламского фикха от вреда.
[6] Сура «Аль-Бакара», аят 67. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума