ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Цикл завершен
47 урок. Третья причина: расхождения в их подходе к снятию противоречий между ...
Тема тарджиха — предельно сложная. Первый путь — объединение — требует понимания и изучения содержан...
47 урок. Третья причина: расхождения в их подходе к снятию противоречий между хадисами, часть 2
(Автор перечисляет методы преодоления учеными противоречий между хадисами)
3. Если невозможна попытка установить отмененный и отменяющий хадисы, имам переходил к выбору (тарджих) предпочтительного хадиса из двух (протиоречащих друг другу).
Тема тарджиха — предельно сложная. Первый путь — объединение — требует понимания и изучения содержания хадисов. Второй путь — попытка установить отмену — требует обширных знаний и изучения передач и версий хадисов. Тарджих же требует того и другого: изучение содержания нуждается в понимании и проницательности, а изучения передач и версий в обширном рассмотрении всех общих и частных вещей, касающихся хадисов по одной теме: иснадов — а что может быть сложнее изучения иснадов! — биографий и качеств передатчиков этих хадисов от сподвижников, текстов хадисов и так далее.
Когда я писал эту фразу для первого издания: «нуждается в обширном рассмотрении всех общих и частных вещей, касающихся хадисов по одной теме», я держал в голове пример, который приведу здесь.
Известно, что большинство имамов посчитали нужным практиковать хадис от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен: «Если собака попила из вашего сосуда, то помойте его семь раз».
Ханафиты же сочли верным мнение, что достаточно помыть сосуд три раза, поскольку такую фетву давал Абу Хурайра и сам ее практиковал, а у них существует правило, что хадис не принимается, если его передатчик практиковал иное решение.
Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет[1]: «Решение о семикратном мытье отменено, а о трехкратном — нет, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постепенно переходил в своих повелениях относительно собак от более строгих к более мягким, а не наоборот. Сначала он повелел убивать собак вообще, чтобы искоренить у людей любовь к ним, затем только черных, после чего установил облегчение для охотничьих, пастушьих, сторожевых и тому подобных собак. Поэтому семикратное мытье относится к периоду строгости, а трехкратное соответствует времени мягкости, а это время наступило позже».
Читатель видит, что вопрос не сводится по отдельности ни к одному только хадису о семикратном мытье, ни к его версии: «А восьмой раз почистите его (сосуд) землей», ни к фетве Абу Хурайры и его практике. Вопрос идет дальше — ко всем решениям, связанным с этим животным. Только так можно увидеть, что имел в виду этими решениями Законодатель.
Так же ученые в области науки усуль аль-фикх проделали огромную работу для поиска критериев выбора (тарджих) между противоречащими друг другу хадисами. Эти критерии отражены в их книгах.
Самым первым из них — по крайней мере из доступного нам наследия ранних имамов — был имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, в книге «ар-Рисаля»[2]. Он говорит, обращаясь к своему собеседнику: «Наша с вами общая основа такова: если хадисы противоречат друг другу, то мы берем один, а другие оставляем, только если есть причина, подтверждающая, что тот, который мы взяли, сильнее остальных. Он — собеседник — спросил: А что это за причина? Я — аш-Шафии — ответил: чтобы один из хадисов был ближе к книге Аллаха, если он ближе к Книге Аллаха, то в этом хадисе довод. А если в хадисе нет текста из Книги Аллаха, то предпочтительным для нас будет наиболее достоверный. И это такой, передатчики в цепочке которого более известны, отличаются знаниями и хорошей памятью. Либо же мы принимаем тот хадис, который нам передан по двум или более цепочкам, а оставляем тот, который передан лишь по одной. Большое число передатчиков надежнее запоминают, чем малое. Или же мы принимаем тот хадис, чей смысл ближе к смыслам Корана или ближе к другим хадисам из сунны Посланника Аллаха. Или этот хадис больше известен ученым, или больше подходит под кыяс (аналогию), или же его практиковало больше сподвижников Посланника Аллаха».
Затем имам аль-Хазими, да помилует его Аллах, в предисловии к книге «аль-И'тибар фи ан-насих ва аль-мансух мин аль-асар»[3] привел пятьдесят критериев для тарджиха, проиллюстрировав большую часть примерами. В завершении темы он пишет: «Также существуют и другие критерии, которые мы не упомянули, чтобы не удлинять нашу небольшую работу».
Затем Хафиз аль-Иракы, да помилует его Аллах, процитировал эти слова[4] и добавил: «Критериев тарджиха больше ста. Я решил кратко их перечислить. Начну с тех пятидесяти, которые привел аль-Хазими, затем добавлю остальные». Всего он перечислил сто десять критериев, после чего написал: «Существуют и другие критерии тарджиха. Часть из них спорные, то есть другая часть общепринята. Но и среди тех, которые мы перечислили, также встречаются спорные».
Предыдущий урок
46 урок. Третья причина: расхождения в их подходе к снятию противоречий между хадисами, часть 1
Следующий урок
48 урок. Третья причина: расхождения в их подходе к снятию противоречий между хадисами, часть 3
Комментарии: 1
Правила форума