Циклы Авторы Сортировка

47 урок. Третья причина: расхождения в их подходе к снятию противоречий между хадисами, часть 2

2 105
28 декабря, 15
(Автор перечисляет методы преодоления учеными противоречий между хадисами)
 
3. Если невозможна попытка установить отмененный и отменяющий хадисы, имам переходил к выбору (тарджих) предпочтительного хадиса из двух (протиоречащих друг другу).
 
Тема тарджиха — предельно сложная. Первый путь — объединение — требует понимания и изучения содержания хадисов. Второй путь — попытка установить отмену — требует обширных знаний и изучения передач и версий хадисов. Тарджих же требует того и другого: изучение содержания нуждается в понимании  и проницательности, а изучения передач и версий в обширном рассмотрении всех общих и частных вещей, касающихся хадисов по одной теме: иснадов — а что может быть сложнее изучения иснадов! — биографий и качеств передатчиков этих хадисов от сподвижников, текстов хадисов и так далее.
 
Когда я писал эту фразу для первого издания: «нуждается в обширном рассмотрении всех общих и частных вещей, касающихся хадисов по одной теме», я держал в голове пример, который приведу здесь.
 
Известно, что большинство имамов посчитали нужным практиковать хадис от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен: «Если собака попила из вашего сосуда, то помойте его семь раз».
 
Ханафиты же сочли верным мнение, что достаточно помыть сосуд три раза, поскольку такую фетву давал Абу Хурайра и сам ее практиковал, а у них существует правило, что хадис не принимается, если его передатчик практиковал иное решение.
 
Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет[1]: «Решение о семикратном мытье отменено, а о трехкратном — нет, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постепенно переходил в своих повелениях относительно собак от более строгих к более мягким, а не наоборот. Сначала он повелел убивать собак вообще, чтобы искоренить у людей любовь к ним, затем только черных, после чего установил облегчение для охотничьих, пастушьих, сторожевых и тому подобных собак. Поэтому семикратное мытье относится к периоду строгости, а трехкратное соответствует времени мягкости, а это время наступило позже».
 
Читатель видит, что вопрос не сводится по отдельности ни к одному только хадису о семикратном мытье, ни к его версии: «А восьмой раз почистите его (сосуд) землей», ни к фетве Абу Хурайры и его практике. Вопрос идет дальше — ко во всем решениям, связанным с этим животным. Только так можно увидеть, что имел в виду этими решениями Законодатель.
 
Так же ученые в области науки усуль аль-фикх проделали огромную работу для поиска критериев выбора (тарджих) между противоречащими друг другу хадисами. Эти критерии отражены в их книгах.
 
Самым первым из них — по крайней мере из доступного нам наследия ранних имамов — был имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, в книге «ар-Рисаля»[2]. Он говорит, обращаясь к своему собеседнику: «Наша с вами общая основа такова: если хадисы противоречат друг другу, то мы берем один, а другие оставляем, только если есть причина, подтверждающая, что тот, который мы взяли, сильнее остальных. Он — собеседник — спросил: А что это за причина? Я — аш-Шафии — ответил: чтобы один из хадисов был ближе к книге Аллаха, если он ближе к Книге Аллаха, то в этом хадисе довод. А если в хадисе нет текста из Книги Аллаха, то предпочтительным для нас будет наиболее достоверный. И это такой, передатчики в цепочке которого более известны, отличаются знаниями и хорошей памятью. Либо же мы принимаем тот хадис, который нам передан по двум или более цепочкам, а оставляем тот, который передан лишь по одной. Большое число передатчиков надежнее запоминают, чем малое. Или же мы принимаем тот хадис, чей смысл ближе к смыслам Корана или ближе к другим хадисам из сунны Посланника Аллаха. Или этот хадис больше известен ученым, или больше подходит под кыяс (аналогию), или же его практиковало больше сподвижников Посланника Аллаха».
 
Затем имам аль-Хазими, да помилует его Аллах, в предисловии к книге «аль-И'тибар фи ан-насих ва аль-мансух мин аль-асар»[3] привел пятьдесят критериев для тарджиха, проиллюстрировав большую часть примерами. В завершении темы он пишет: «Также существуют и другие критерии, которые мы не упомянули, чтобы не удлинять нашу небольшую работу».
 

Затем Хафиз аль-Иракы, да помилует его Аллах, процитировал эти слова[4] и добавил: «Критериев тарджиха больше ста. Я решил кратко их перечислить. Начну с тех пятидесяти, которые привел аль-Хазими, затем добавлю остальные». Всего он перечислил сто десять критериев, после чего написал: «Существуют и другие критерии тарджиха. Часть из них спорные, то есть другая часть общепринята. Но и среди тех, которые мы перечислили, также встречаются спорные».

 

[1] В «ан-Нукат ат-тарифа», с. 119.

 

[2] С. 284.

 

[3] С. 9 — 23.

 

[4] В «ан-Нукат 'аля Ибн ас-Салях», с. 245.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков