Что касается трех сомнений, связанных с этой причиной
[1], то они следующие:
Первая. Могут сказать: если ты привел доказательства, что имамы могли упустить что-то, то это допускает утверждение, что они могли упустить и что-то другое в этом конкретном вопросе, потом еще что-то в другом вопросе, что-то в третьем и так далее. Следовательно, нам нужно самостоятельно проверить все доказательства, чтобы быть уверенными в том, что мы практикуем.
Ответ на это: если имам и упустил что-то, то его поправили его ученики. Мазхаб имама сформировался усилиями большого числа его учеников, например, Абу Юсуфом и Мухаммадом, учениками Абу Ханифы, аль-Музани и аль-Бувайти, учениками имама аш-Шафии, Ашхабом и Ибн Касимом, учениками Малика, а также учениками Ахмада, да будет Аллах доволен ими всеми
[2].
Если он что-то упустил и не упомянул – при том, что он имам-муджтахид золотого века Ислама – то скорее всего мукаллид позднейшего времени упустил много вещей, причем главных вещей.
И если имам упустил что-то небольшое, такое что трудно даже привести примеры из-за редкости ситуации, то, следуя научной логике, мы не можем считать эту редкую ситуацию правилом. Логика требует перенести общее правило на редкую ситуацию.
Таким образом, нельзя сказать: имам не знал этого хадиса, поэтому вынес такое-то решение по такому-то вопросу, значит можно предположить, что он и в другом случае не знал хадиса, когда вынес решение по другому вопросу, и так до тех пор, пока мы не распространим сомнение на все решения этого имама. Потом мы построим сами новый фикх, отдельный от фикха всех имамов, ведь нет разницы между имамами в плане этого сомнения.
Мы скажем иначе: имам знал довод в этом вопросе, поэтому вынес согласно ему такое-то решение. Также имам знал довод по другому вопросу, поэтому вынес такое-то решение. И так в тысячах вопросов
[3]. Что же касается конкретного вопроса, а это один вопрос из многих тысяч, то тут имам не знал далиля. И мы останавливаемся только на этом вопросе, не распространяем сомнение на остальные, потому что уверены, что имам знал по ним доказательства. И таких вопросов так много, что не счесть.
Я надеюсь, что справедливый читатель, отнесется к моим словам объективно и беспристрастно. Сейчас он прочитает то, что я процитирую из книги одного человека. Смотри, как он меняет контекст.
Он пишет:
«Мы обязаны всегда и во всем следовать Корану и сунне, неизменно ставя их выше всего остального. Когда мы находим мнение одного из этих имамов, которое противоречит Книге Аллаха и сунне Его Посланника, мир ему и благословение Всевышнего, мы – и все, до кого это дошло – обязаны отказаться от мнения имама ради слов Аллаха и Его Посланника, ведь эти имамы, да помилует их Всевышний Аллах, не охватили всю сунну целиком, они упустили очень и очень многие вещи…»
[4]
На этом я завершу свое опровержение этим внешне красивым словам.
[1] Четвертая причина – это различие степени обширности знания хадисов имамами фикха. Прим. пер.
[3] Аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет во введении к «ан-Нукат ат-Тарифа» (с. 4), что наименьшее количество разнообразных вопросов в фикхе имама Абу Ханифы – восемьдесят три тысячи! Каков процент из этого огромного количества приходится на вопросы, где неясно доказательство!
В «Тарих Аби Зараꞌа ад-Димашки» (т. 1, с. 263) говорится, что аль-Аузаꞌи ответил примерно на семьдесят тысяч вопросов. Аль-Халили пишет в «аль-Иршад» (т. 1, с. 198): «Аль-Аузаꞌи ответил по памяти на восемьдесят тысяч вопросов по фикху».
Пусть тебя не изумляют эти огромные цифры. Ведь аль-Баганди, имам в хадисе, а не в фикхе, говорил про себя: «Я ответил на триста тысяч вопросов по хадисам Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует».
Аль-Касталляни пишет в «Латаиф аль-иршад» (т. 1, с. 95):
«Аль-Асмаꞌи говорил: «Я задал ему – то есть Абу Амру ибн аль-Аля, имаму в видах чтения Корана и науках об арабском языке – восемьсот тысяч вопросов по поэзии, Корану и арабскому языку, и он без труда ответил на все»».
[4] «Хакыка ат-таꞌьин ли мазхаб аль-аимма аль-арбаꞌа аль-муджтахидин» Мухаммада ꞌИда ꞌАббаси (с. 66). Это цитата из его же книги «Бидꞌа ат-таꞌассуб аль-мазхаби».
Комментарии: 0
Правила форума