Циклы Авторы Сортировка

13 урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 1

4 910
20 марта, 15

До того, как перейти к разговору о второй причине (расхождений между имамами фикха, вызванных разным подходом к хадисам), необходимо развеять два сомнения, укоренившихся в сознании многих людей:

 
1. Слова «мой мазхаб – достоверный хадис».
 
2. Знать, что хадис достоверный, достаточно, чтобы его практиковать.
 
Начнем разговор с первого сомнения:
 
Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, говорил: «Если хадис достоверен – то это мой мазхаб». Поэтому если хадис достоверен, например, находится в двух «Сахихах»[1], то мы практикуем его и знаем, что практикуем тем самым твердо установленную Сунну, а также мазхаб признанного имама мусульман. И не нужно говорить, что мазхаб аш-Шафии – это только то, что передано от него в книгах его мазхаба.
 
Ответ на это:
 
Поистине, слова «достоверный хадис – это мой мазхаб» произносил как имам аш-Шафии, так и другие имамы. Более того, это их должен мысленно произносить каждый мусульманин, понимающий смысл слов «нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Посланник».
 
Эти слова имама аш-Шафии передал Ибн Касир в своем тафсире в конце разговора о средней молитве – то есть о намазе аср – и пояснил их так: «Эти слова указывают на его величие и честность, и их произносили также его братья-имамы, да помилует их Аллах и да будет ими доволен»[2].
 
Хафиз аль-ʼИраки[3] пишет: «Не позволено, по моему мнению, тому, кто обладает пониманием и способностью отличать достоверные хадисы от слабых, крепкими знаниями в усуле и арабском языке, знает расхождения саляфов и источники их доказательств, ‒ не позволено такому человеку в случае, если достоверный хадис расходится с мнением имама, за которым он следует, отбрасывать хадис и следовать за мнением имама».
 
Все так, однако рассматриваемые слова нужно понимать следующим образом: «если хадис пригоден для практики, то это мой мазхаб». Мы приведем пояснения ученых трех мазхабов: ханафитского, шафиитского и маликитского, – из которых очевидно, что имеется в виду именно такой смысл, а также понятно, к кому эти слова относятся.
 
Слова ханафитов
 
Имам Ибн аш-Шихна аль-Кабир аль-Халяби аль-Ханафи, учитель имама Камаля ибн аль-Хумама, да смилостивится над ними Аллах, пишет в начале своего толкования на «Аль-Хидая»: «Если хадис достоверен и противоречит мазхабу, то практикуют хадис. И хадис становится его мазхабом. Мукаллид не перестает быть ханафитом, практикуя хадис. От имама Абу Ханифы достоверно переданы слова: «Если хадис достоверный – то это мой мазхаб». Их передал Ибн Абдуль-Барр от Абу Ханифы и других имамов».
 
Эти слова привел Ибн Абидин[4] и прокомментировал их так: «Их также передает имам аш-Шаʼрани от четырех имамов. И очевидно, что они касаются тех, кто разбирается в текстах, способен отличить действительные от отмененных. И если ученый, следующий мазхабу, рассмотрев далиль, практикует его, то это можно отнести к мазхабу, поскольку это происходит с разрешения основателя мазхаба, ведь нет сомнений, что, если бы он знал, что его далиль слабый, он отказался бы от него и взял бы более сильный далиль».
 
Также он (Ибн Абидин)[5] пишет: «Если хадис достоверен и никто это не оспаривает, то это мазхаб муджтахида, даже если от него это не передается, на основании приведенных нами в предисловии слов хафиза Ибн Абдуль-Барра и имама аш-Шаʼрани от каждого из четырех имамов: «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб»».
 
Также Ибн Абидин[6] приводит эти слова в своей работе «Шарх расм аль-муфти», где цитирует Ибн аш-Шихну, и комментирует их точно так же, как и в «Хашия», дословно цитируя оттуда. Затем он добавил еще одно пояснение: «Также я скажу: необходимо ограничить это правило случаем, когда это соответствует хотя бы одному мнению в самом мазхабе, поскольку наши имамы единогласно не разрешили иджтихад, выходящий за рамки мазхаба, а их иджтихад сильнее его[7] иджтихада. И очевидно, что они знали далиль, более сильный, чем тот, что он нашел, если не практиковали его[8]».
 

[1] «Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима. Прим. пер.

 

[2] Подобные слова приводит также имам Абу Шама в книге «Хутба аль-китаб аль-муаммаль иля радд иля аль-амр аль-авваль», с. 151.

 

[3] В «Аль-аджвиба аль-мардыйя», с. 68.

 

[4] В начале «Хашия», т. 1, с. 68.

 

[5] Т. 1, с. 258.

 

[6] «Маджмуʼ расаиль Ибн Абидин», т. 1, с. 24.

 

[7] То есть того ученого, который предпочитает достоверный хадис мнению мазхаба. Прим. пер.

 

[8] Затем он пишет (на с. 25): «Однако, вероятно, ученые отказались от этого единогласного мнения наших имамов по необходимости и другим причинам, как, например, в вопросе оплаты услуг учителя чтения Корана и других видов поклонения».

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков