Циклы Авторы Сортировка

44 урок. Различия в понимании хадиса из-за его многозначности, часть 6

2 507
9 ноября, 15
Имам аль-Байхакы пишет: «Му'аз ибн Джабаль говорит нам, что не обязательно из-за заблуждения мудреца отстраняться от него, однако следует держаться подальше от того, в чьих словах нет света, потому что в истине свет, то есть — и Аллах знает лучше — доказательства из Корана, сунны, иджмы или кыяса на некоторые положения».
 
И он (Му'аз), да будет Аллах им доволен, указал на еретиков, вводящих в Ислам понятия, полностью ему чуждые, и указал на праведных людей, верующих и мудрых, которые ошибаются. И нельзя из чрезмерной строгости путать тех и других. Нужно следовать за второй группой в том, в чем они правы, и отбрасывать их ошибки и недочеты.
 
И он объяснил нам, каков признак их заблуждения: это всегда что-то мутное, неясное, в чем нет ясности и чистоты истины. Он назвал это «сомнительным»: это то, что отвергает твое естество, не видя в нем чистоты истины, и ты спрашиваешь: «Что это?!»[1]
 
А в беспримесной истине всегда есть свет и есть доказательство, подкрепляющее ее. И Аллах знает лучше.
 
У имама Ибн аль-Каййима, да помилует его Аллах, в «И'лям аль-муваккы'ин»[2] есть ценные слова на эту тему.
 
Он пишет об обязательности избегать ошибок ученых, приводит начало той цитаты и комментирует идею что нет противоречия между следованием за имамами и тем, что нельзя брать те их мнения, которые не практикуются:
 
«Необходимы две вещи, и одна из них важнее другой. Первая: искренность в отношении Аллаха, Его Посланника, да благословит его Всевышний и приветствует, Его Книги и Его религии, и очищение ее от ложных мнений, противоречащих тому наследию и тем доводам, что были ниспосланы Его Пророку.
 
Вторая: знание достоинства, степени и уровня имамов Ислама. Но их достоинства и их знания не обязывают нас принимать все их слова и их фетвы по таким вопросам, где им не были известны слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и они опирались лишь на свои знания, в то время как истина в ином. Но и не нужно отбрасывать все их слова, принижать их и ругать их. Нужно избегать обеих крайностей: не отвергать их, но и не считать безупречными. И нужно идти их же путем и следовать за сподвижниками.
 
И между первой и второй вещами нет противоречия для того, кому Аллах открыл сердце для Ислама. Противоречие в них видят двое: либо тот, кто не знает о достоинствах имамов и их уровне, либо тот, кто не понимает истинную природу Шариата, который Аллах ниспослал Своему Посланнику.
 
Однако тот, кто понимает Шариат и природу вещей, убежден, что у великого человека, хорошо знающего Ислам и внесшего в него свой вклад, признанного мусульманами, бывают ошибки, которые прощаются ему, более того, он будет вознагражден за свой иджтихад. Нельзя следовать за его ошибками, но при этом нельзя и ставить под сомнение его достоинства и его место в сердцах мусульман». Прочти эти ценные слова до конца.
 
Я добавил это длинное отступление, чтобы показать заблуждения тех, кто сбивает людей с пути своими ошибочными или слабыми мнениями, в которых они противоречат большинству ученых века сподвижников и последующих веков.
 

И видя искажения этих заблудших, продающих религию за мирское, утверждающих, что мнения их ученых основаны на Коране и сунне, относятся к ним, я добавил это отступление, чтобы показать их ошибки, которым нельзя следовать. И Аллах наставляет на истинный путь.

 

[1] На это указывает вариант Ибн Абдуль-Барра в «аль-Джами'» (т. 2, с. 111): «Они спросили: «Что такое заблуждение мудреца?» Он ответил: «Это слова, которые пугают вас, вы их не принимаете и говорите: «Что это?!»»»

 

[2] Т. 3, с. 294 и далее.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков