ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
65 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 1
Второе сомнение. Некоторые говорят:
Книг с хадисами сегодня множество. Современным исследователям гораздо легче их изучить, чем в прежние времена. Этими книгами очень удобно пользоваться, благодаря разнообразию изданий и указателей, различным компьютерным программам, чего не было у предшественников. По ним очень легко отделить достоверные хадисы от недостоверных, и установить, какие решения фикха опираются на доказательства, а какие нет.
Ответ на это будет состоит из нескольких частей:
1. Эти слова – невероятная глупость. Раньше говорили:
Сколько у старика великих книг,
Но он и не знает, что в них.
Также говорили:
Знание – не то, что лежит в сумке,
Но знание – то, что вмещают сердца.
Особенность всех наших ученых выразил Ибн Хазм, да помилует его Аллах:
Если сожгут книги, то не сгорит,
Их содержание. Оно – во мне,
Следует со мной туда, куда направляется мой конь,
Спускается с него вместе со мной и будет похоронено в моей могиле.
В «аль-Факих ва аль-мутафакких» аль-Хатыба сказано[1]:
«Одному мудрецу сказали:
- Такой-то собрал много книг.
Мудрец ответил на это:
- А его понимание такое же как обширное, как количество его книг?
- Нет.
- Тогда он не сделал ничего, чего не смогло бы сделать животное.
Другой человек сказал тому, который переписал много книг, но не знал ничего из них:
- Ты не получил ничего от этих книг, кроме усталости, бессонницы и исписанных страниц».
Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, пишет в «Рафꞌ аль-малям»[2]:
«Если предположить, что все хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, записаны в книгах, то ученые знают не все из них. Никто не может даже приблизиться к этому.
Но возможно такое, что у человека много книг, а он не знает того, что в них. Те, кто жил до составления всех этих книг, гораздо лучше знали сунну, чем последующие поколения ученых. Их книгами были их сердца, и в них было во много раз больше того, что есть в книгах. И в этом не сомневается никто из знающих».
2.Несмотря на то, что наши имамы записали очень много, и огромная часть их наследия до нас дошла, записанное – это лишь малая часть того, что они помнили наизусть, как можно понять из вышеприведенных слов Ибн Таймийи, Лейса ибн Саꞌда и Ахмада ибн аль-Фурата[3]. Это лишь ничтожная часть того, что говорили имамы и что передано от них. Полностью их наследие охватить невозможно.
Вспомни приведенные выше[4] слова имама аль-Баганди: «Я ответил на триста тысяч вопросов по хадисам Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует».
3. Самая объемная книга с хадисами в наше время – это «Канз аль-ꞌуммаль» аль-Мутаккы аль-Хинди. В ней содержится более сорока шести тысяч хадисов. Однако пользоваться ею для целей, обозначенных в словах выражающего сомнение, очень трудно, поскольку многие источники хадисов найти тяжело, чтобы уточнить иснады. Таким образом, все упирается в вопрос иснадов.
[1] Т. 2, с. 158 – 159.
[2] С. 18.
[3] Примечание на с. 170 – 171 арабского издания книги. См. http://www.azan.kz/article/show/id/9064.html (примечание 4).
[4] Примечание на с. 196 арабского издания книги. См. http://www.azan.kz/article/show/id/9421.html (примечание 3).
Предыдущий урок
64 урок. Ответ на сомнение: «Если имам мазхаба мог не знать что-то из сунны, не нужно ли проверить все его доказательства?»
Следующий урок
66 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 2
Комментарии: 0
Правила форума