Циклы Авторы Сортировка

65 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 1

2 496
7 марта, 16
Второе сомнение. Некоторые говорят:
 
Книг с хадисами сегодня множество. Современным исследователям гораздо легче их изучить, чем в прежние времена. Этими книгами очень удобно пользоваться, благодаря разнообразию изданий и указателей, различным компьютерным программам, чего не было у предшественников. По ним очень легко отделить достоверные хадисы от недостоверных, и установить, какие решения фикха опираются на доказательства, а какие нет.
 
Ответ на это будет состоит из нескольких частей:
 
1. Эти слова – невероятная глупость. Раньше говорили:
 
Сколько у старика великих книг,
Но он и не знает, что в них.

Также говорили:
 
Знание – не то, что лежит в сумке,
Но знание – то, что вмещают сердца.

Особенность всех наших ученых выразил Ибн Хазм, да помилует его Аллах:

Если сожгут книги, то не сгорит,
Их содержание. Оно – во мне,
Следует со мной туда, куда направляется мой конь,
Спускается с него вместе со мной и будет похоронено в моей могиле.

В «аль-Факих ва аль-мутафакких» аль-Хатыба сказано[1]:

«Одному мудрецу сказали:

- Такой-то собрал много книг.

Мудрец ответил на это:

- А его понимание такое же как обширное, как количество его книг?

- Нет.

- Тогда он не сделал ничего, чего не смогло бы сделать животное.

Другой человек сказал тому, который переписал много книг, но не знал ничего из них:

- Ты не получил ничего от этих книг, кроме усталости, бессонницы и исписанных страниц».

Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, пишет в «Рафꞌ аль-малям»[2]:

«Если предположить, что все хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, записаны в книгах, то ученые знают не все из них. Никто не может даже приблизиться к этому.
 
Но возможно такое, что у человека много книг, а он не знает того, что в них. Те, кто жил до составления всех этих книг, гораздо лучше знали сунну, чем последующие поколения ученых. Их книгами были их сердца, и в них было во много раз больше того, что есть в книгах. И в этом не сомневается никто из знающих».
 
2.Несмотря на то, что наши имамы записали очень много, и огромная часть их наследия до нас дошла, записанное – это лишь малая часть того, что они помнили наизусть, как можно понять из вышеприведенных слов Ибн Таймийи, Лейса ибн Саꞌда и Ахмада ибн аль-Фурата[3]. Это лишь ничтожная часть того, что говорили имамы и что передано от них. Полностью их наследие охватить невозможно.
 
Вспомни приведенные выше[4] слова имама аль-Баганди: «Я ответил на триста тысяч вопросов по хадисам Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует».
 

3. Самая объемная книга с хадисами в наше время – это «Канз аль-ꞌуммаль» аль-Мутаккы аль-Хинди. В ней содержится более сорока шести тысяч хадисов. Однако пользоваться ею для целей, обозначенных в словах выражающего сомнение, очень трудно, поскольку многие источники хадисов найти тяжело, чтобы уточнить иснады. Таким образом, все упирается в вопрос иснадов.

 

[1] Т. 2, с. 158 – 159.

 

[2] С. 18.

 

[3] Примечание на с. 170 – 171 арабского издания книги. См. http://www.azan.kz/article/show/id/9064.html (примечание 4).

 

[4] Примечание на с. 196 арабского издания книги. См. http://www.azan.kz/article/show/id/9421.html (примечание 3).

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков