Циклы Авторы Сортировка

66 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 2

3 165
10 марта, 16
4. Количество хадисов в «Канз аль-ꞌуммаль»[1] гораздо меньше того, что, как передано, знали имамы-муджтахиды, даже с учетом повторяющихся хадисов.

Мы уже говорили[2], что имам Абу Ханифа приводил в своих сочинениях более семидесяти тысяч хадисов, не считая тех, которые он не упомянул. Также мы сказали, что одна только его книга «аль-Асар» содержала в себе сорок тысяч хадисов.
 
И мы сказали[3], что, как свидетельствует Ибн Хайяб, имам Малик передал сто тысяч хадисов, не считая тех, что он слышал, но не передал.
 
А имам Ахмад, как известно, отобрал хадисы для своего «Муснада» из примерно семисот пятидесяти тысяч хадисов.
 
В книге «Иꞌлям аль-муваккыꞌин»[4] сказано:
 
«Один человек спросил имама Ахмада, да будет Аллах им доволен:
 
- Если человек выучит сто тысяч хадисов, он будет факихом?[5]
 
Имам ответил:
 
- Нет.
 
- А двести тысяч?
 
- Нет.
 
- А триста тысяч?
 
- Нет.
 
- А четыреста тысяч?
 
Имам в ответ подвигал в воздухе рукой».
 
Имеется в виду: возможно, такой человек будет считаться факихом и муджтахидом, который имеет права давать людям фетвы.
 
Аль-Хатыб привел в «аль-Джамиꞌ»[6] с иснадом до Яхьи ибн Маꞌина следующую историю:
 
«Его (Яхью ибн Маꞌина) спросили:
 
- Человек, который знает сто тысяч хадисов, может давать фетвы?
 
Он ответил:
 
- Нет.
 
- А двести тысяч?
 
- Нет.
 
- А триста тысяч?
 
- Нет.
 
- А пятьсот тысяч?
 
Он ответил:
 
- Возможно.»
 
Аль-Хатыб так прокомментировал эту историю:
 
«Этого количества не будет достаточно, если человек сам себя выдвинул в муфтии, при этом он просто записал то количество хадисов, которое назвал Яхья – ибн Маꞌин – не зная их в совершенстве и не изучив глубоко. Поистине, знание – это понимание и толкование, а не обилие услышанного и переданного».
 
Сообщение о таком же количестве (хадисов) передает от самого имама Ахмада Таки Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, в «аль-Мусаввада»[7].
 
Мы не отрицаем, что в это огромное количество хадисов включаются хадисы маукуф[8] и мактуꞌ[9], а также хадисы со множеством иснадов. Но и без них число остается огромным, тем более, что передачи со многими иснадами обычно имеют отличия в словах хадиса, которые влияют на его смысл и вытекающие из него решения.
 

Также говорится о хадисах мактуꞌ: в них очень много пользы для изучения понимания саляфами текстов Шариата в плане того, какие из них практикуются и тому подобное.

 

[1] Более 46000 хадисов. Прим. пер.

 

[2] С. 174 арабского издания книги. См. http://www.azan.kz/article/show/id/9105.html

 

[3] С. 170 арабского издания книги. См. http://azan.kz/article/show/id/9064.html

 

[4] Т. 1, с. 45.

 

[5] Имеется в виду – муджтахидом. Прим. пер.

 

[6] Т. 2, с. 174.

 

[7] С. 514.

 

[8] Это хадис, в котором переданы слова сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или сообщается о его действиях. Прим. пер.

 

[9] Хадис, в котором переданы слова табиина (ученика сподвижника) или его действия. Прим. пер.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков