Теперь следует привести примеры того, как некоторые имамы могли упустить что-то из сунны.
Имам Абу Ханифа считал, что, если человек выделил какое-то имущество в качестве вакфа, ему не обязательно исполнять это решение. Он может оказаться от него, кроме случаев, когда это установлено в завещании или об этом есть решение шариатского судьи. От имама Абу Ханифы достоверно не передается ничего об обязательности исполнения вакфа.
С ним в этом не согласились многие его ученики и другие имамы, посчитав, что исполнение решения о вакфе обязательно. И фетва в ханафитском мазхабе дается по мнению двух учеников имама: исполнение вакфа обязательно.
«Иса ибн Аббан сказал: «Когда Абу Юсуф приехал в Багдад, он придерживался мнения Абу Ханифы о – дозволенности – продажи вакуфного имущества, пока Исмаиль ибн ꞌАляйя не передал ему от Ибн ꞌАуна, от Нафиꞌа, от Ибн Умара, что Умар пожертвовал свою долю трофеев после битвы при Хайбаре. Абу Юсуф сказал: «С этим нельзя поспорить. Если бы об этом услышал Абу Ханифа, он бы принял это и не стал бы этому противоречить»»».
[1]
В книге «Такдима аль-джарх ва ат-таꞌдиль»
[2] Ибн Аби Хатима ар-Рази передается эта история с иснадом до имама Абдуллаха ибн Вахба, одного из величайших сподвижников имама Малика. Ибн Вахб рассказал:
«Я слышал, как Малика спросили о протирании (тахлиль) между пальцами ног при малом омовении. Он ответил:
- Этого делать не нужно.
Я промолчал, пока люди не скрылись, то есть не ушли. Потом я сказал ему:
- Это пришло в сунне.
Он спросил:
- Где именно?
Я ответил:
- Нам передали аль-Лейс ибн Саꞌд, Ибн Лахиꞌа и Амр ибн аль-Харис от Язида ибн Амра аль-Маꞌафири, а он от Абу Абдуррахмана аль-Хубули, а он от аль-Мустаурида ибн Шаддада аль-Курши, который сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха проводил мизинцем между пальцами ног».
Он – Малик – сказал:
Этот хадис – хороший (хасан)
[3]. До этого времени я не слышал его.
После этого, когда его спрашивали об этом, он говорил, что нужно протирать между пальцами ног».
Ибн Абдуль-Барр в «аль-Истизкар»
[4] добавил, что «Малик после этого советовал делать это при совершении малого омовения».
Ахмад ибн Ханбаль говорил:
«Аш-Шафии сказал нам: «Вы лучше меня знаете хадисы и их передатчиков. Будь вы из Куфы, Басры или Шама, и знаете хадис, обучите меня ему, и я буду следовать за ним, если он достоверен»»
[5].
В книге «аль-Амр би аль-маꞌруф ва ан-нахью ꞌан аль-мункар»
[6] имама Абу Бакра аль-Халляля, одного из ханбалитских имамов (ум. в 311-м г. по хиджре) сказано:
«Глава о чтении (Корана) у могилы.
Нам сообщил аль-Аббас ибн Мухаммад ад-Дури: нам рассказал Яхья ибн Маꞌин: нам рассказал Мубашшир аль-Халяби: нам рассказал Абдуррахман ибн аль-ꞌАля ибн аль-Ляджлядж от своего отца, который сказал: «Мой отец сказал: «Когда я умру, положи меня в углубление (ляхд) и скажи: «БисмиЛлях ва ꞌаля суннати расулиЛлях», затем засыпь меня землей и прочти у изголовья суру «аль-Фатиха», а также начало и конец суры «аль-Бакара», потому что я слышал, что Абдуллах ибн Умар говорил сделать так.»»
Аль-Аббас ад-Дури сказал: «Я спросил у Ахмада ибн Ханбаля, знает ли он что-то (из хадисов) о чтении (Корана) у могилы. Он ответил, что нет. Тогда я спросил у Яхьи ибн Маꞌина, и он рассказал мне эту историю.»»
[1] «Ан-Нукат ат-тарифа» ꞌаллямы аль-Каусари, да помилует его Аллах (с. 40). Подробнее о мнении имама о вакфе см. подробный и очень ценный разбор в «Иꞌля ас-сунан» мауляны Зафара Ахмада аль-Усмани, да помилует его Аллах (т. 13, с. 96 – 127). На с. 102 рассматривается история Исы ибн Аббана.
[3] Эту историю привел имам аз-Заркаши, да помилует его Аллах, в книге «ан-Нукат ꞌаля Ибн ас-Салях» (21/б) в качестве доказательства того, что ученые до поколения шейхов (учителей) аль-Бухари и Муслима, выделяли хадисы хасан в отдельный вид. Он привел версию от Абуль-Хасана ибн аль-Каттана, который сказал: «Ее иснад достоверный».
[4] Т. 1, с. 180 и т. 2, с. 52 издания доктора аль-Кальꞌаджи.
[5] «аль-ꞌИляль» имама Ахмада (т. 1, с. 155) и «Манакыб аш-Шафии» аль-Байхакы (т. 1, с. 528).
[6] С. 121 египетского издания. Эту историю привел имам Ибн аль-Каййим в «Китаб ар-рух» (с. 31) и указал, что ее привел аль-Халляль в книге «аль-Джамиꞌ». Возможно, она приводится в обеих книгах, или же «аль-Амр би аль-маꞌруф» - это раздел из книги «аль-Джамиꞌ».
Комментарии: 0
Правила форума