И в свете этого толкования
[1] мы прокомментируем слова имама Суфьяна ас-Саури, да помилует его Всевышний Аллах: «Если ты увидишь человека, который практикует что-то, в отношении чего есть расхождение, и ты придерживаешься иного мнения, все равно не запрещай ему это»
[2].
Смысл этих слов: только если расхождение (по этому вопросу) приемлемое и признанное
[3]. По этому поводу есть известное, часто повторяемое учеными, высказывание:
Не каждое расхождение приемлемо,
А только такое, у которого есть основа
[4].
Если же речь идет о расхождении, у которого нет основы, которое редкое или ошибочное, то нельзя не порицать совершающего или говорящего это. Ибн Хазм привел в книге «Аль-Ихкам»
[5] примеры редких и ошибочных мнений, хотя и сделал это с целью опровергнуть тех, кто считает, что в разногласиях милость.
Более того, выявить ошибку такого расхождения и высказывающего такое
[6] мнение обязательно. Это считается проявлением искренности в отношении Аллаха, Его Книги, Его Посланника и всех мусульман.
Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Всевышний Аллах, пишет в своей благословенной и ценной книге «Джами' аль-'улюм ва аль-хикам»
[7]:
«Среди видов искренности в отношении Всевышнего Аллаха, Его Книги и Его Посланника — как это определили ученые
[8] — опровержение заблуждений с помощью Корана и Сунны, объяснение доказательств из них, которые опровергают все заблуждения, а также опровержение слабым мнениям, в которых ученые ошиблись, с объяснением тех доказательств из Корана и Сунны, которые опровергают их».
«И порицать обязательно только то, что порицаемо единогласно (согласно иджме). А что касается того, в отношении чего есть разногласия, то часть наших ученых сказала, что не следует порицать совершающего это, будь он муджтахид или мукаллид, следующий за признанным муджтахидом. Отсюда Кади исключил в книге «Аль-Ахкам ас-Султанийя»
[10] те мнения, расхождение по которым слабое, если они — уловка для единогласно запретного, как, например, риба или временный брак. Временный брак — это уловка для совершения прелюбодеяния...
От имама Ахмада передается порицание играющего в шахматы, но Кади истолковал это порицание, как относящееся к тому, кто делает это, не будучи муджтахидом или не следуя за признанным муджтахидом...»
Следовательно, мнение, расхождение по которому слабое, — то есть это мнение отвергается текстами Шариата — также относится к категории ошибок ученых. И Аллах знает лучше.
Мы просим у Аллаха наставить нас на истинный путь и исправить наши слова и поступки!
[2] «Аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 69).
[3] То есть противоречащие друг другу мнения одинаково приняты учеными, например, относятся к разным мазхабам фикха. А неприемлемое расхождение — это противопоставления принятого учеными мнения и отвергаемого ими. Прим. пер.
[4] Эти стихотворные строчки (бейты) принадлежат перу имама Абу аль-Хасана ибн аль-Хассара аль-Малики (ум. в 611-м г. по хиджре), да помилует его Всевышний Аллах. Это последние бейты его стихотворения (касыды), состоящего из двадцати двух бейтов и посвященного мекканским и мединским сурам (Корана), в отношении которых есть расхождения. Оно полностью приведено в книге «Аль-Иткан» (т. 1, с. 45) имама ас-Суюты, да помилует его Аллах.
[5] Т. 6, с. 83. Их можно найти в книге «Адаб аль-ихтиляф» (с. 122).
[6] Ошибочное. Прим. пер.
[7] Т. 1, с. 223 — 224. Толкование седьмого хадиса.
[8] Поразмышляй над этим очень важным уточнением: «как это определили ученые». Объяснение истины и одобряемого, предостережение от порицаемого, страстей и заблуждений — это задача и обязанность ученых. И никому другому не разрешено претендовать на это. Как много сейчас этих претендентов, которые сами себя назначили ответственными за религию Аллаха и Шариат! И очень распространенная ошибка, связанная с этим, — говорить: «В Исламе нет духовенства», — имея в виду, что каждый мусульманин имеет право говорить о религии. Да, слова эти верные, однако приводить их в этом контексте — неправильно.
[10] Абу Я'ля аль-Фара, с. 297.
Комментарии: 0
Правила форума