ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
37 урок. Расхождения в понимании хадиса из-за разницы в способностях, часть 1
Вторая причина[1]
Расхождения в понимании благородных хадисов.
Расхождения имамов в их понимании благородных хадисов возникают по одной из двух причин:
1. Расхождения, вызванные различием способностей исследователей и их интеллектуального уровня.
2. Текст хадиса предполагает больше, чем одно понимание.
Что касается первой ситуации, а именно возникновения расхождений из-за способностей исследователей, то у разумного человека это не вызывает сомнений, поскольку интеллект, широта восприятия и наблюдательность у людей разные. И эти различия могут иметь естественные причины или же приобретенные по мере изменения культуры человека, общения с другими людьми и их влияния или же занятий: так например работа кадия (шариатского судьи) дает более глубокое понимание внутреннего мира человека и его сознания, или же у этих различий есть мирские причины, как например, занятие торговлей.
У имама аш-Шафии спросили:
- Расскажи нам о разуме. Он возникает при рождении человека?
Он ответил:
- Нет. Он образуется при общении с людьми и в дискуссиях с ними.[2]
Всевышний Аллах может по Своей милости облегчить некоторым людям все эти причины и сделать его таким, как сказал Аус ибн Худжр[3]:
«Сообразительный — это тот, кто умом приходит к такому (знанию), которое можно достичь только слухом и зрением».
Ибн ар-Руми написал:
«Сообразительный видит с первого взгляда конец дела, скрытого в неизвестности»[4].
Также Аллах может облегчить некоторым приобретение интеллектуальных способностей, увеличив их силу. Все это можно увидеть на примере людей прошлого и настоящего.
Поистине, Аллах облегчил это всем без исключения имамам Ислама. Хвала Аллаху Господу миров! Однако из этого не следует, что все они в этом равны. Поэтому из-за различия в способностях возникали у них некоторые расхождения.
Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, говорит в начале «ар-Рисаля» о различиях в понимании учеными сунны, подтверждая то, о чем я говорил. Он пишет: «Есть разные их (ученых) уровни в плане того, что они поняли из нее (сунны)».
Имам Джаляль ас-Суюты, да помилует его Аллах, пишет в «аль-Бахр аллязи захар» (т. 1, с. 256): «Речь о смыслах хадисов и вынесения из них решений. Объединение противоречащих друг другу хадисов и разъяснение их проблемных мест — это море без берегов. Ученые продолжают выносить глубокие решения из хадисов, которых не замечали ученые раньше, и предшественники даже не догадывались о них». Также смотри с. 146 и примечание на ней.
Я приведу несколько примеров:
Имам Абу Ханифа находился у А'маша, табиина, известного знанием видов чтения Корана и передачей хадисов, когда спросили его мнения о чем-то. Имам ответил на вопрос. А'маш спросил его:
- Откуда ты это взял?
Имам ответил:
- Ты передал мне хадис от Абу Салиха, а он от Абу Хурайры, а также от Абу Ваиля, а он от Абдуллаха ибн Мас'уда, а также от Абу Ияса, а он от Абу Мас'уда аль-Ансари, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто укажет на благое дело, полагается награда такая же, как и совершившему его». Ты мне передал от Абу Салиха, а он от Абу Хурайры, что один человек сказал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, я молился у себя дома, когда ко мне вошел человек, и мне это понравилось». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тебе две награды: за тайное и за явное». Ты передал от аль-Хакама, а он от Абу Маджлаза, а он от Хузейфы, а он от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует... Ты передал от Абу Салиха, а он от Абу Хурайры, то, что восходит к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.... Ты передал от аз-Зубейра, а он от Джабира то, что восходит к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует... Ты передал от Язида ар-Ракаши, а он от Анаса то, что восходит к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует...
А'маш сказал:
- Довольно. То, что я рассказывал сто дней, ты рассказал за короткое время. Я не знал, что ты практикуешь эти хадисы. О факихи, вы врачи, а мы аптекари! А ты, объединил в себе и то, и другое[5].
[1] Расхождений между имамами фикха, вызванных хадисами. Прим.пер.
[2] «Аль-Хилья» Ибн Ну'айма, т. 9, с. 121.
[3] Из «аль-Баян ва ат-табаййун», т. 4, с. 68.
[4] «Аль-масун» Абу Ахмада аль-'Аскари, с. 127.
[5] Из «Манакиб аль-имам Аби Ханифа» (О достоинствах имама Абу Ханифы и некоторых его учеников) имама Али аль-Кари. Книга напечатана в конце «аль-Джавахир аль-мудыйя» (т. 4, с. 484) с сокращением текстов хадисов. История, подобная истории с А'машем, произошла с Абу Юсуфом, учеником имама Абу Ханифы, да помилует их Аллах. См. «Джами' баян аль-'ильм» (т. 2, с. 130 — 131) и «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи» ас-Саймари (с. 12 — 13).
Предыдущий урок
36 урок. Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни за кем другим, часть 3
Следующий урок
38 урок. Расхождения в понимании хадиса из-за разницы в способностях, часть 2
Комментарии: 1
Правила форума