38 урок. Расхождения в понимании хадиса из-за разницы в способностях, часть 2
Он сказал:
- Откуда ты это знаешь?
Абу Ханифа ответил:
- Ты мне передал от Ибрахима так-то, а от аш-Ша'би так-то.
А'маш на это сказал:
Имам аш-Шафии ответил. Ахмад спросил:
- На чем основано твое мнение? Есть про это хадис или аят?
Имам аш-Шафии привел ему хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с ясным смыслом[3].
- О хорасанец! Кто этот еретик, который появился в Куфе и которого называют Абу Ханифа?
Я вернулся домой и взялся за книги Абу Ханифы. Я нашел там много превосходных вещей. Я читал их три дня, затем пошел с книгой в руках к аль-Ауза'и, который тогда был муаззином и имамом в мечети. Он спросил:
- Что это за книга?
Я протянул ему ее. Он посмотрел на вопрос, который привлек мое внимание: «Сказал ан-Ну'ман...». Он продолжал стоять после того, как дал азан, пока не прочитал часть книги, затем убрал книгу в рукав, совершил икамат и намаз. После этого он достал книгу, подошел ко мне и сказал:
- О хорасанец, кто этот Ну'ман ибн Сабит?
Я ответил:
- Один шейх, которого я встретил в Ираке.
Он сказал:
- Это очень благородный шейх. Вернись к нему и учись у него.
Я сказал:
- Это и есть Абу Ханифа, от которого ты меня предостерегал».
- Что ты думаешь о нем?
Он ответил:
- Я по-хорошему завидую широте его знаний и глубине его ума. Я прошу у Аллаха прощения — я явно ошибался. Он не такой, как мне о нем говорили».
- Эти люди противоречат хадисам.
Иса знал множество хадисов наизусть. Однажды он совершил с нами утренний намаз в день, когда проходил урок Мухаммада, и я не отставал от него, пока он не согласился остаться на урок. После урока я подошел к Мухаммаду и сказал:
- Это сын моего брата Аббана. Он очень умный и знает хадисы. Я звал его к тебе, но он отказался, говоря, что мы якобы противоречим хадисам.
Он — Мухаммад — подошел к нему и сказал:
- Сынок, какому из хадисов мы противоречим? Не суди о нас, пока не услышишь сам.
Он задал ему в тот день вопросы по двадцати пяти главам хадисов. Мухаммад ответил на все вопросы, сообщил, какие из них отмененные, приводя примеры и доказательства. Он — Иса — подошел ко мне после того, как мы вышли, и сказал:
- Между мной и светом была преграда, и вот она устранилась. Я и не знал, что на Земле Аллаха есть такой человек, которого Он дал людям.
Смысл этих примеров ясен. Хотя в последней истории содержится также пример на последнюю причину[6], о которой мы будем говорить: расхождения, вызванные разной степенью знания хадисов.
[1] «Мы» - знатоки хадиса. Прим. пер.
[2] «Ас-Сикат» Ибн Хиббана (т. 8, с. 467), Ибн Абдуль-Барр (т.2, с. 131), «аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 84). В одном из иснадов Ибн Абдуль-Барра и аль-Хатыба есть ас-Саймари, его иснад в «Ахбар Аби Ханифа» (с. 13).
[3] Из «Манакыб аш-Шафии» аль-Байхакы (т. 2, с. 154). «С ясным смыслом» (насс) означает, что текст хадиса имеет один явный смысл и не предполагает возможности иного толкования.
[4] Т. 13, 338.
[5] С. 45 издания, совмещенного с «Манакыб» аль-Муввафика аль-Макки. Также она содержится в «Ауджаз аль-масалик иля шарх Муватта Малик» (т. 1, с. 88 — 89) нашего учителя шейха-мухаддиса Мухаммада Закарии аль-Кандехляви, да помилует его Аллах.
[6] Расхождений факихов, вызванных хадисами. Прим. пер.
Комментарии: 4
Правила форума