Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
4 урок. Разногласия в надежности передатчиков хадиса
4 урок. Разногласия в надежности передатчиков хадиса
Что касается установления надежности (ʼадаля) передатчика, то в этом вопросе широкое поле для дискус...
5 638
12 февраля, 15

4 урок. Разногласия в надежности передатчиков хадиса

5 638
12 февраля, 15

Что касается установления надежности (ʼадаля) передатчика, то в этом вопросе широкое поле для дискуссий между учеными, которые разошлись в том, какие именно виды праведности от него требуются:

 

  • Достаточно ли того, чтобы передатчик был мусульманином, о котором неизвестно ничего плохого, чтобы он считался надежным?
     
  • Или необходимо, помимо этого, наличие внешней праведности и только? То, что называется «добропорядочность»?
     
  • Или же нужно, чтобы была установлена в отношении него праведность как внешняя, так и внутренняя?

 

Также ученые разошлись, достаточно ли того, что передатчика посчитает надежным один имам, или необходимо, чтобы это подтвердили два имама.

 

К разногласиям в этом вопросе добавляются еще споры о вещах, которые могут аннулировать надежность мусульманина. И это тема, которую мы не можем раскрыть здесь. Сколько раз ошибочно признавали ненадежным передатчика только из-за того, что он был иракцем, или из людей мнения [1], или признал под пытками, что Коран сотворен. И такие тонкости известны только тем, кто достиг совершенства в науках и их истории.

 

И я постоянно напоминаю моим братьям студентам о важности изучения истории науки джарх ва таʼдиль [2], глубокого понимания ее правил и нюансов. И это помимо знания всего того, что содержится в больших книгах по этой науке! Что же говорить о тех, кто ограничился в ее изучении небольшими книгами вроде «Ат-Такриб» [3]!

 

И те, кого одни имамы мухаддисы или факихи посчитали надежными передатчиками, другие – тоже мухаддисы или факихи – вполне могли посчитать не достойными доверия. Ведь тех, в отношении надежности или ненадежности которых ученые единогласны, гораздо меньше тех, о ком переданы разные мнения.

 

Кроме того, существует тема, в которой разногласия еще сильнее, чем в предыдущих: некий передатчик, в отношении надежности которого есть разногласия, мог передать десятки хадисов. И те ученые, которые посчитали его надежным, выводили решения (хукмы), опираясь на переданное им. А те, кто счел его недостойным доверия, не опирались на переданные им хадисы.

 

И из этого вытекают разногласия. И каждая из сторон утверждает, что следует Сунне и практикует то, что пришло в хадисах Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. И каждая из сторон в своем иджтихаде в фикхе и хадисе описается на методы и правила ученых-мухаддисов. И никто из нас не в состоянии опровергнуть слова каждой из сторон!

 

[1] «Ахль ар-рай» – этим именем оппоненты называют ханафитов. Прим. пер.

 

[2] Наука, изучающая передатчиков хадиса с целью установления их надежности/ненадежности. Прим. пер.

 

[3] «Ат-Такриб ва ат-тайсир» имама Навави по терминологии хадисов. Информация по разделу джарх ва таʼдиль изложена в этой книге очень кратко. Прим. пер.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков