Циклы Авторы Сортировка

28 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 7

3 700
27 августа, 15
Имам Такиюддин ибн Таймийя, да помилует его Аллах, пишет в книге «аль-Мусаввада»[1]:
 
«Все, что он передал — имам Ахмад — из сунны или асаров[2], и посчитал достоверным, или хорошим (хасан), или был доволен его иснадом, или включил в свои книги, и не отверг, и не давал фетву в противоречии с этим — то это его мазхаб. Есть также мнение, что нет».
 
В приведенной цитате нас интересуют слова «не отверг и не давал фетву в противоречии с этим»: они ясно дают понять, что имам Ахмад — и подобно ему остальные имамы — отказывались от достоверного хадиса ради другого хадиса, когда на то у них были причины, а также что достоверность хадиса сама по себе не достаточна для его практики.
 
И достоинством для ученого является совмещать знание хадиса со знанием фикха и на пути знания не погружаться в одну из этих наук в ущерб другой. 
 
Кади`Ияд[3], да помилует его Аллах, пишет в биографии имама «аль-`Акыля»[4] Яхьи ибн Яхьи аль-Лейси, передатчика «аль-Муватта» от имама Малика, да помилует Аллах их обоих:
 
«Яхья сказал:
 
Я приходил к Абдуррахману ибн аль-Касиму, и он мне говорил:
 
- Откуда ты, Абу Мухаммад?

- От Абдуллаха ибн Вахаба.
      
На что он отвечал:

- Побойся Аллаха! Большинство этих хадисов не практикуется.

Он имел в виду: не практикуется людьми Медины. Затем я приходил к Абдуллаху ибн Вахбу, и он мне говорил:

- Откуда ты?

- От Ибн аль-Касима.

На это он отвечал:

- Побойся Аллаха! Большинство его вопросов (фетв) основаны на мнении[5].
 

Затем я возвращался к себе и говорил: «Да помилует Аллах их обоих! Каждый из них прав: Ибн аль-Касим запретил мне следовать за хадисами, которые не практикуются, и в этом он прав. Ибн Вахб запретил мне слишком сильно опираться на мнения, и велел следовать (за хадисами), и в этом он прав.»

 
И Яхья говорил: «Следовать за Ибн аль-Касимом в его мнениях — верный путь. Следовать за Ибн Вахбом в тот, что он передает, — правильно»».
 
Абу Ну`айм[6] привел с иснадом до имама Ибрахима ан-Наха`и, да помилует его Аллах, слова: «Не будет правильным мнение без передачи, а передача — без мнения»[7].
 
Аль-Кардари приводит в книге «Манакиб аль-имам Аби Ханифа»[8] историю, в конце которой имам Абу Ханифа говорит: «Тот, кто изучает хадисы и не изучает их толкования, тот тратит силы зря и навлекает на себя беду».
 
Подобные же слова сказал ученик имама-муджтахида Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани: «Не будет правильной практика хадиса без мнения, и не будет правильной практика  мнения без хадиса»[9].
 
Кади ар-Рамахурмузи (ум. в 360 г. по хиджре), да помилует его Аллах, в предисловии к своей книге «аль-Мухаддис аль-фасыль»[10] дает наставление одному из ученых своего времени, жившему в Багдаде, который с пренебрежением относился к ученым-мухаддисам. Имам пишет:
 
«Разве же он не изучал этику получения знаний, не знает, что нужно проявлять смирение перед теми, кто обладает хоть каким-то знанием, отдавать должное достоинствам факихов, не умалять значения передатчиков (хадисов), побуждать передатчиков к изучению фикха, а изучающих фикх — к хадисам, рассказывать о достоинствах обеих групп, призывать к следованию за ними обеими. Ведь оба этих пути, объединяясь, приводят к совершенству, а разделяясь, — к несовершенству».
 
Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (ум. в 388 г. по хиджре), да помилует его Аллах, пишет в предисловии к своему толкованию на «Сунан» Абу Дауда, которое назвается «Ма`алим ас-Сунан»[11]:
 

«Ученые в наше время разделились на две группы, на два течения: «люди хадиса и предания» и «люди фикха и толкования». И каждая из них не отличается от другой в потребностях, каждая нуждается в другой для достижения цели, поскольку хадис — это основа, фундамент, а фикх — это здание, которое стоит на этом фундаменте. И как любое здание, построенное без фундамента, рухнет, так и любой фундамент, на котором не возвели строение, — это руины».

 

[1] С. 530.

 

[2] Здесь: то, что передано от сподвижников. Прим. пер.

 

[3] «Тартиб аль-мадарик», т. 2, с. 541.

 

[4] Говорится в «Тартиб аль-мадарик» (т. 2, с. 537): «Имам Малик восхищался качествами Яхьи и его интеллектом. От него передается, что Яхья сидел однажды в кругу учеников имама Малика, когда вбежал человек, говоря:

 

- Там слон!

 

И все ученики имама Малика вышли посмотреть на слона.

 

Малик сказал ему (Яхье):

 

- Почему ты не идешь на него смотреть? Слонов же нет в Андалусии.

 

Яхья ответил ему:

 

- Я приехал из своей страны для того, чтобы смотреть на тебя, и перенимать у тебя твои знания и похвальные качества, а не для того, чтобы смотреть на слона!»

 

Имаму Малику понравился его ответ и он прозвал его «аль-`Акыль» («разумный»).

 

[5] До этого момента привел Ибн Абдуль-Барр в «Джами` баян аль-`ильм» (т. 2, с. 159) со своим иснадом.

 

[6] В «аль-Хилья», т. 4, с. 325.

 

[7] «Передача» здесь — хадис, а «мнение» — толкование хадиса. Прим. пер.

 

[8] С. 377. Это очень длинная и важная история.

 

[9] Передал от имама ас-Сарахси в «аль-Усуль» (т. 2, с. 113) и современник последнего  Фахр аль-Ислям аль-Баздави в начале своей книги «аль-Усуль» (с. 5). См. толкование и подобные высказывания в комментарии Абдуль-Азиза аль-Бухари на «Усуль» аль-Баздави (т. 1, с. 17, 18).

 

[10] С. 160.

 

[11] Т. 1, с. 3.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков