Циклы Авторы Сортировка

30 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 9

3 821
1
7 сентября, 15
Имам аз-Захаби сделал в «Сияр а`лям ан-нубаля»[1] примечание в биографии Ибн Хазма к его словам: «Я следую за истиной, совершаю иджтихад и не придерживаюсь мазхаба». Его примечание следующее:
 
«Я говорю: да, тому, кто достиг степени иджтихада, и это засвидетельствовали имамы, не разрешено совершать таклид. Но начинающему факиху, который выучил Коран или большую его часть, нельзя ни за что совершать иджтихад. Как он будет это делать? Что он будет говорить? На чем основываться? Как сможет летать тот, кто еще не оперился?
 
Третий вид: знаток фикха, обладатель (глубокого) понимания, при этом мухаддис, который выучил наизусть мухтасар[2] по фикху, книгу по правилам усуля, изучал нахв[3], при этом выучил Книгу Аллаха, занимался ее тафсиром, владаеет искусством научной дискуссии — такой человек достиг степени ограниченного иджтихада. Он способен анализировать доказательства имамов, и когда ему понятна истина в каком-либо вопросе, и по нему есть ясный шариатский текст, и это практиковали великие имамы, такие как Абу Ханифа, например, или Малик, или Саури, или Ауза`и, или Шафии, или Абу Убейд[4], или Ахмад, или Исхак[5], а также (при условии), что он следует истине[6], а не ищет облегчения, и проявляет богобоязненность, то ему нельзя после приведения довода совершать таклид (в этом вопросе)...»
 
Я говорю: поразмысли над словами хафиза аз-Захаби: «...когда ему понятна истина в каком-либо вопросе, и по нему есть ясный шариатский текст, и это практиковали великие имамы...», и над приведенными ранее его словами: «...если же кто-то следует достоверному хадису, которого избегали остальные имамы-муджтахиды, то нет.»[7], а также над приведенными ранее словами хафиза Ибн Раджаба аль-Ханбали: «...появились те, кто относил себя к последователям Сунны <...>, будучи предельно от нее далекими ,<...> они принимали то, что не принимали имамы до них[8]».
 
Аз-Захаби и Ибн Раджаб будто бы опровергают этими словами то, что сказал Ибн Каййим об имаме Ахмаде, да помилует их Аллах[9]:
 
«Он — имам Ахмад — не предпочитал достоверному хадису ни практику, ни мнение, ни кыяс, ни слова сподвижников, ни отказ от практики противоположного (мнения)».
 
Слова аз-Захаби ясно указывают, что условием является практика данного хадиса имамом-муджтахидом, а слова Ибн Раджаба явно порицают захиритов и им подобных, которые отклонились (от понимания имамов) тем, что высказывали мнения, которых до них никто не высказывал, объясняя это тем, что они следуют достоверному хадису.
 
Некоторые использовали эти — и подобные им — слова Ибн Каййима как предлог для отклонения и противоречия иджме, переданной такими великими учеными, как аль-Байхаки, Ибн Хаджар, и другими более поздними, для утверждения запрета ношения женщинами золотых украшений. Просим у Аллаха наставить нас на истину!
 
Я сказал «опровергают то, что сказал Ибн Каййим об имаме Ахмаде», поскольку видел доводы, ставящие под сомнение то, что это справедливо в отношении имама, при всей значительности знаний Ибн Каййима в усуле его собственного мазхаба в частности и остальных мазхабов в общем.
 
В «Маджму` фатава шейх аль-ислям Ибн Таймийя»[10], да помилует его Аллах, переданы два мнения имама Ахмада в этом вопросе. Одно из них точно передается от него, другое — с определенной вероятностью. Шейх, да помилует его Аллах, пишет:
 
«Соотносить разные высказывания имама Ахмада лучше так, чтобы они подтверждали друг друга, а не противоречили друг другу, особенно если одно из этих высказываний не передается ни от кого от саляфов. Ахмад говорил: «Я предостерегаю от высказывания мнения по вопросу, в котором ты не следуешь за имамом». Также он говорил: «Как я могу высказать то, что (до меня) не высказывалось».»
 
Аль-Маймуни сказал: «Ахмад говорил мне: «Абуль-Хасан, я предостерегаю тебя от высказывания мнения по вопросу, в котором ты не следуешь за имамом»»[11].
 
Имам аз-Захаби так описал аль-Маймуни в его биографии в «Сияр»:[12] «Имам, большой ученый (`алляма), хафиз, факих <...> ученик имама Ахмада, один из великих имамов».
 

И когда ты понимаешь, к кому именно обращены эти слова имама Ахмада, да помилует его Аллах, то понимаешь важность его наставления.

 

[1] Т. 18, с. 191.

 

[2] Короткий текст, предназначенный для заучивания и комментирования. Прим. пер.

 

[3] Грамматика арабского языка. Прим. пер.

 

[4] Абу Убейд аль-Касим ибн Салям (ум. в 224 году по хиджре). Прим. пер.

 

[5] Исхак ибн Рахавейхи (ум. в 238 году по хиджре). Прим. пер.

 

[6] Имеется в виду: истине в его понимании. Аз-Захаби также пишет в «Сияр» (т. 7, с. 117): «Сегодня мы говорим: сейчас почти невозможно установить истину, если четыре имама иджтихада сошлись в обратном. При этом мы признаем, что единое их мнение не является иджмой уммы. И едва ли можно утверждать, что по каком-то вопросу, где они сошлись, истина заключается в ином».

 

[7] См. http://azan.kz/article/show/id/7937.html. Прим. пер.

 

[8] См. http://azan.kz/article/show/id/7988.html. Прим. пер.

 

[9] В «И`лям аль-муваккы`ин», т. 1, с. 30.

 

[10] Т. 10, с. 220 — 221.

 

[11] «Манакыб аль-имам Ахмад» Ибн аль-Джаузи (с. 178), «Мусаввада» Ибн Таймийи (с. 401, 484), «Сияр а`лям ан-нубаля» (т. 11, с. 296).

 

[12] Т. 13, с. 89.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий

Комментарии: 1

Правила форума
UmarKaraBalta
UmarKaraBalta
0
"Некоторые использовали эти — и подобные им — слова Ибн Каййима как предлог для отклонения и противоречия иджме, переданной такими великими учеными, как аль-Байхаки, Ибн Хаджар, и другими более поздними, для утверждения запрета ношения женщинами золотых украшений".
Речь видимо идёт о фетве которую вынес Насыруддин Альбани в Неджде. Эта и фетва о запрете никаба возмутили местных ханбалитов, которые сказали,что даже если человек пришёл в результате исследований к собственному мнению,то ему не следует его разглашать в том месте,где люди привыкли к никабу (и тем более золоту).
17 марта, 20
Список уроков