Циклы Авторы Сортировка

76 урок. Ответ на сомнение: "Почему имамы использовали слабые хадисы как доказательства?" (часть 6)

2 226
2
30 марта, 17
Бывает так, что авторы книг по фикху приводят как доказательство какого-либо решения (хукма) некое высказывание, называя его хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А ученые-мухаддисы относят это же высказывание к тому или иному табиʼину. Увидев это, кто-то может подумать, что у данного хукма фикха нет основы, и посчитать не имеющим ценности фикх и иджтихад имама мазхаба в целом, тогда как на самом деле у хукма есть доказательство, причем однозначное, не вызывающее ни малейших сомнений!
 
Приведем пример. Некоторые ученые привели как доказательство того, что в фард-намазах зухр и аср Коран читается тихо, а не громко, слова: «Дневные намазы – бессловесные (тихие)». Как хадис эти слова ложные, не имеющие основы. Однако они достоверно передаются от некоторых табиʼинов, таких как Муджахид и Абу Убайда ибн Абдуллах ибн Масʼуд.[1]
 
Но этот факт не аннулирует сам шариатский хукм! И мы знаем, что в дневных намазах Коран читается тихо. Этот хукм основан на хадисе, который привел имам аль-Бухари от Хаббаба ибн аль-Аратта, да будет доволен им Аллах, которого спросили:
 
- Читал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Коран в намазах зухр и аср?
 
Хаббаб ответил:
 
- Да.
 
- Как вы узнавали об этом?
 
- По движению его бороды.
 
В «Сахих» имама Муслима приводится хадис от Абу Саʼида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал:
 
- Мы видели, как Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, выстаивал намаз зухр и аср. В первых двух ракаатах он стоял на длину чтения суры «Алиф Лям Мим ас-Саджда», а в последних двух – половину этого времени».
 
И оба этих хадиса – а они приводятся в двух «Сахихах» – обосновывают хукм (тихого чтения в намазах зухр и аср), который подтвержден многовековой практикой мусульман, и никто никогда не пытался это оспорить! Все эти доводы имеют однозначный характер, не подлежащий сомнению, то есть рассматриваемый нами хукм основан на безусловно достоверных хадисах, а никак не на высказываниях одного-двух саляфов, следовать за которыми мы не обязаны, как и не обязаны принимать их слова как довод.
 
И те ученые, которые приводят как доказательство хукма хадис сам по себе слабый, но подкрепленный другими доводами, делают это потому, что данное высказывание более ясно выражает хукм, а не потому что оно сильное само по себе. Но мы, разумеется, не спорим, что приписывать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует слова, которые он не говорил, недопустимо.
 
Подведем общий итог. Среди слабых и подобных им хадисов, которые мы находим в традиционных книгах по фикху, есть те, которые имамы действительно использовали как доказательство, однако большинство таких хадисов привели в обоснование хукмов сами авторы этих книг.
 
И из слабости таких хадисов не следует слабость самого хукма, который на хадисе основан. У хукма может быть подтверждение в Коране или в однозначно достоверной сунне.
 
Четвертое примечание
 
Иногда бывает так, что хадис действительно слабый, как с точки зрения имама-муджтахида, так и с точки зрения мухаддисов, и нет у него контекста, который усиливал бы его. Тем не менее, имам мог использовать такой хадис в качестве довода, основываясь на правилах своего мазхаба об использовании слабых хадисов в качестве доказательств в случаях, когда по данной теме нет иных хадисов, и при условии, что этот хадис не слишком слабый. Мы об этом подробно говорили во второй части главы о первой причине (расхождений между имамами фикха). И слабый хадис лучше, чем мнение ученого, и лучше, чем кыяс.
 
И Всевышний Аллах знает лучше.
 
[1] Это пишет хафиз аз-Зайляʼи в начале второй части «Насб ар-рая» и ас-Сахави в «аль-Макасид аль-хасана» (с. 265 – 266 (628)). Также см. эти слова в «Мусаннаф» Абдурраззака (т. 2, с. 493), переданные  также от Хасана аль-Басри.
АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Ruslan M
0
«следовать за которыми бы не обязаны»

«мы не обязаны»
29 апреля, 19
Avatar
Администратор Azan ru
0
Исправили. Спасибо!
29 апреля, 19
Список уроков