Циклы Авторы Сортировка

70 урок. Ответ на сомнение: «Сейчас вся сунна собрана и доступна. Почему мы не можем сами брать из нее хукмы?», часть 6

2 362
7 апреля, 16
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на это в своем хадисе, который передал ат-Табарани в «аль-Муꞌджам аль-аусат» от Али, да будет Аллах им доволен. Али сказал:
 
«Я спросил:
 
- О Посланник Аллаха, если произойдет то, в отношении чего нет ни повеления, ни запрета, то как ты велишь нам поступать?
 
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
 
- Советуйтесь с факихами и поклоняющимися Аллаху. Не опирайтесь на мнение одного человека»[1].
 
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на важность совмещения поклонения со знанием и пониманием в словах: «с факихами и поклоняющимися Аллаху».
 
Также это усиливается другим хадисом-мурсаль, который привел ад-Дарими в «ас-Сунан»[2], передатчики хадиса достойны доверия:
 
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, как поступать, если произойдет то, по поводу чего нет ни аята, ни хадиса. Он ответил:
 
«Нужно, чтобы решили самые покорные Аллаху верующие».
 
Ан-Насаи передал в «ас-Сунан ас-сугра»[3] слова Ибн Масꞌуда, да будет Аллах им доволен. Он сказал:
 
«Придет время, когда мы не сможем выносить решения, поскольку нас уже не будет в живых. Поистине, Всевышний Аллах предопределил так, что сейчас вы с вопросами обращаетесь к нам. А тот, кому придется судить в будущем, пусть сначала обратится к Книге Аллаха. А если он не найдет ответа в Книге Аллаха, то пусть обратится к тому решению, которое вынес Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А если возникнет вопрос, ответа на который нет ни в Книге Аллаха, ни в решениях Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то пусть судит так, как судили праведники. А если будет такой вопрос, ответа на который нет ни в Книге Аллаха, ни в решениях Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ни в решениях праведников, то пусть совершит иджтихад. И пусть он не говорит: «Я боюсь, я боюсь». Поистине, дозволенное ясно, и запретное ясно, а между ними – сомнительное. Так оставь то, в чем есть сомнение, в пользу того, в чем нет сомнения». Абу Абуррахман – то есть имам ан-Насаи – сказал: «Этот хадис очень хороший».
 
Затем он передал со своим санадом письмо Умара ибн аль-Хаттаба к кадию Шурайху. Смысл его примерно такой же.
 
Также можно упомянуть слова имама Абу Юсуфа, сказанные по поводу кадия Хафса ибн Гияса, достойного доверия передатчика, и также – как и Абу Юсуф – близкого ученика имама Абу Ханифы, да помилует их всех Всевышний Аллах. Абу Юсуф сказал:
 
«Хафс и ему подобные выстаивают ночи в намазе».
 
А выстаивание ночей в намазе – один из признаков праведников.
 
В другой раз он сказал:
 
«Поистине, Аллах дал Хафсу тауфик».
 
В другой версии он сказал:
 
«Поистине, Аллах дал Хафсу тауфик, и он выстаивает ночи в намазе»[4].
 
В биографии[5] имама Абдуль-Ваххаба ибн Абдуль-Хакама аль-Варрака, одного из сподвижников имама Ахмада, да помилует их Аллах, передаются слова имама Ахмада о нем:
 
«Праведникам вроде него Аллах дает тауфик быть на истинном пути».
 
Я затем нашел источник этого сообщения в начале книги «аль-Вараꞌ» имама Ахмада. Там сказано:
 
«Фатх ибн Абуль-Фатх сказал ему – имаму Ахмаду – который находился на смертном одре:
 
- Я прошу Аллаха дать тебе достойных преемников!
 
А затем спросил имама:
 
- Кому нам задавать вопросы, когда тебя не станет?
 
Имам Ахмад ответил:
 
- Спрашивайте Абдуль-Ваххаба – то есть аль-Варрака.
 
Один из присутствовавших воскликнул:
 
- Но у него не такие обширные знания!
 
Абу Абдуллах – имам Ахмад – возразил:
 
- Он праведник. А подобным ему Аллах дает тауфик быть на истинном пути».
 
Эти ученые прежде получения знаний усердствовали в поклонении Аллаху, чтобы знания попали на почву праведности, поклонения, богобоязненности и аскетизма.
 
Ибн Абу Хатим передал в книге «Такдима аль-джарх ва ат-таꞌдиль»[6] слова имама-муджтахида Суфьяна ас-Саури, да будет Аллах им доволен:
 
«Тот, кто хочет получать знания, пусть перед этим усердствует в поклонении двадцать лет»[7].
 
[1] «Аль-муꞌджам аль-аусат» (1641). Аль-Хайсами пишет в «Маджмаꞌ аз-заваид» (т. 1, с. 178): «Передатчики хадиса достойны доверия». Также достоверным его назвал ас-Суюты в «Мифтах аль-джанна» (с. 40). Также смотри окончание хадиса № 4188 в «Канз аль-ꞌуммаль».
 
[2] Т. 1, с. 49.
 
[3] Т. 8, с. 230 (5398).
 
[4] Приводится в «аль-Джавахир аль-мудыйя», т. 2, с. 141.
 
[5] «Тахкира аль-хуффаз» (с. 526), «Тахзиб ат-тахзиб» (т. 6, с. 448). Также обязательно см. «аль-Инсаф» аль-Мардави аль-Ханбали (т. 11, с. 194).
 
[6] С. 65.
 
[7] См. другие высказывания в «аль-Мухаддис аль-фасыль» (с. 187).
АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков