ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
54 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 3
Сам Ибн Хаджар воздержался от упоминания в биографии Абу Ханифы в книге «Тахзиб» любых критических замечаний в его адрес. Также до того поступил и аль-Миззи в «Тахзиб аль-камаль» и аз-Захаби в «Сияр», «ат-Тазкира» и «Тазхиб тахзиб аль-камаль». Он завершил биографию имама в последней (из указанных книг) словами[1]:
«Я скажу: правильно поступил наш учитель Абу аль-Хаджадж – аль-Миззи – не приведя ничего, что бы ослабило (степень имама в хадисе)».
Примечание:
Каждый из трех упомянутых ученых-шафиитов был в свое время имамом в хадисе: аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар. Добавим к ним еще два имени мухаддисов-современников Ибн Хаджара: Шихаба ас-Бусыри (ум. в 840 г. по хиджре) и Такы аль-Макризи (ум. в 845 г. по хиджре). Оба они отвергали критику Ибн ꞌАди в адрес имама Абу Ханифы.
Шихаб аль-Бусыри привел в книге «Итхаф аль-хейра» (1569) хадис от Джабира, да помилует его Аллах, восходящий к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего:
«Для того, кто следует за имамом, чтение имама заменяет собственное чтение», в версии Абда ибн Хамида.
Аль-Бусыри считал иснад хадиса достоверным. Затем он привел версию Ибн Маджи. В ее иснаде есть Джабир аль-Джаꞌфи. Затем он пишет: «Этот хадис известен в версии аль-Хасана ибн ꞌУмары, по поводу которой есть много разных мнений. И Ибн ꞌАди ошибочно утверждает, что аль-Хасан ибн ꞌУмара один приводит его. Конец сокращенной цитаты».
Я скажу: в цитате, которую сокращенно привел аль-Бусыри, говорится об Абу Ханифе, аль-Хасане ибн ꞌУмаре и о слабости их в хадисе, как это становится ясно при обращении к книге «аль-Камиль» Ибн ꞌАди, которая издана с дефектами. Полностью цитата есть в «Насб ар-райя» (т. 2, с. 10), а хадис – в «Мусаннафе» Ибн Аби Шейбы (3800). Смотри также мои обширные примечания к нему.
Что касается аль-Макризи, то известно, что он сократил «аль-Камиль». Его работа издана в одном большом томе. Ибн ꞌАди привел биографию имама (Абу Ханифы) первой на букву «нун».
Аль-Макризи же эту странную биографию полностью исключил из своей версии книги, не приведя ничего из нее, поскольку ничего там не заслуживает внимания. Издатель же книги аль-Макризи ужасно поступил, приведя биографию имама (из оригинальной версии Ибн ꞌАди) в книге аль-Макризи, и снабдил ее примечанием: «Сокративший книгу – аль-Макризи – исключил эту биографию, постеснявшись упоминать его среди слабых передатчиков». И это клевета на аль-Макризи! Почему не он не сказал, что ученый исключил ее, не веря в ее правдивость?! А если даже предположить, что все в ней справедливо, почему не постеснялся вслед за аль-Макризи включить эту биографию в книгу?!
Причем, аль-Макризи был в начале жизни ханафитом, а позже перешел в шафиитский мазхаб. Он предпочитал следование хадису, много призывал к этому, его даже подозревали в принадлежности к мазхабу Ибн Хазма. Все это рассказал Ибн Хаджар в «Инба аль-гамр» (т. 9, с. 171). То есть его нельзя заподозрить, что, будучи ханафитом, он защищает своего имама по справедливости или же из фанатизма. (конец примечания)
На правильность слов Ибн Хаджара[2] ясно указывают следующие исторические свидетельства:
Аз-Забиди, да помилует его Аллах, пишет[3]:
Передается, что «Яхья ибн Наср сказал: «Я зашел домой к Абу Ханифе и увидел, что дом заполнен книгами (свитками). Я спросил его:
- Что это?
Он ответил:
- Это все хадисы. Но я рассказываю лишь маленькую часть из них, то, в чем есть польза»».
Имам Али аль-Кари привел в книге «Манакиб»[4] от Мухаммада ибн Самаꞌы, что Абу Ханифа, да помилует его Аллах, «рассказал больше семидесяти тысяч хадисов, а хадисы в книгу «аль-Асар» выбрал из сорока тысяч хадисов».
Также из историй, показывающих знания имама Абу Ханифы в хадисе, можно вспомнить ту, которую приводят несколько маликитских ученых в биографии своего имама Абдуллаха ибн Фаруха аль-Фариси, ученика имама Малика. Он также учился фикху и у иракцев. За имамом Абу Ханифой он записал много вопросов – около десяти тысяч.
В его биографии приводится следующий рассказ: «Я был однажды у Абу Ханифы, и выпал кирпич из верха стены его дома мне на голову, так что пошла кровь. Он сказал мне:
- Выбирай: либо я заплачу тебе выкуп за рану, либо, если хочешь, расскажу триста хадисов.
Я сказал:
- Я выбираю хадисы.
И он рассказал мне триста хадисов»[5].
[1] Т. 4, с. 101 в рукописи, т. 9, с. 225 в книге.
[2] О том, что имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, превосходно знал хадисы, однако передавал немного. Прим. пер.
[3] В «ꞌУкуд аль-джавахир аль-мунифа», т. 1, с. 31.
[4] Т. 2, с. 474. Добавлена к книге «аль-Джавахир аль-Мудыйя».
[5] Эту историю передает Абу Бакр аль-Малики в «Рияд ан-нуфус» (т. 1, с. 116), Кади ꞌИяд в «Тартиб аль-мадарик» (т. 1, с. 240) и Абу Зейд ад-Даббаг в «Маꞌалималь-иманфимаꞌрифаахльаль-Кайруван» (т. 1, с. 240).
Предыдущий урок
53 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 2
Следующий урок
55 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 4
Комментарии: 0
Правила форума