Имам аль-Байхакы передает в «Сунан»
[1] от имама шафиитов Ирака Абу аль-Аббаса ибн Сурейджа, а он от имама маликитов Ирака Кади Исмаиля ибн Исхака, да помилует их Аллах, что последний сказал: «Я зашел к аль-Му'тадыду
[2], он протянул мне книгу. Я посмотрел ее: в ней были собраны облегчения и ошибки ученых, а также те доводы, которыми каждый из них доказывал их. Я сказал ему:
- О повелитель правоверных, составитель этой книги - зиндик!
Он - аль-Му'тадыд - возразил:
- Разве эти хадисы не достоверны?!
- Хадисы такие передаются. Однако тот, кто дозволил опьяняющее - он имел в виду набиз
[3] - запретил временный брак, а тот, кто дозволил временный брак, не разрешал музыку и опьяняющее. Все ученые ошибаются. Но тот, кто собрал все ошибки ученых и начал их практиковать, вышел из Ислама.
И аль-Му'тадыд повелел сжечь ту книгу.»
Имам Ахмад, да помилует его Всевышний Аллах, передал в книге «аль-'Иляль»
[4] от Мухаммада, сына имама Яхьи аль-Каттана, что он сказал: «Если человек станет следовать всем облегчениям (рухас) из хадисов, то он станет из-за этого нечестивцем (фасиком)».
В книге «аль-Мусаввада»
[5] шейх Такиюддин ибн Таймийя, да помилует его Аллах, пишет: «Абдуллах, сын имама Ахмада, передал, что его отец говорил: «Я слышал, как Яхья аль-Каттан говорил: «Если человек будет практиковать все облегчения (рухас): мнение мединцев о музыке, мнение куфийцев о набизе, мнение мекканцев о временном браке — то он станет нечестивцем»»». Возникает вопрос: кто же все-таки сказал эти слова? Яхья аль-Каттан или его сын Мухаммад? Мне скорее кажется, что Яхья.
Аль-Хафиз (Ибн Хаджар аль-'Аскаляни) пишет в «ат-Талхыс аль-хабир»
[6]: «Передал Абдурразак от Ма'мара его слова: «Если человек станет практиковать мнение мединцев о слушании музыки и половом акте с женщинами через задний проход, мнение мекканцев о временном браке и обмене денег (сарф)
[7], мнение куфийцев об опьяняющем, он будет худшим из рабов Аллаха»».
Имам аль-Хаким передал в «Ма'рифа 'улюм аль-хадис»
[8] от аль-Ауза'и его слова: «Не практикуются у иракцев пять (фетв) и у хиджазцев пять». Затем перечислил их.
Абу Бакр аль-Аджури пишет в «Тахрим ан-нард ва аш-шатрандж ва аль-маляхи»
[9]: «А если приведет кто-то довод на облегчение в вопросе игры в шахматы и скажет: «В них играли люди, которых считают учеными», то мы скажем на это: это мнение тех, кто следует страстям и оставляет знание. И не подобает следовать за ошибкой тех, кому указали на эту ошибку, и запретили это. Нужно остерегаться ошибок ученых».
Затем он привел с иснадом до Умара ибн аль-Хаттаба, да будет Аллах им доволен, его слова: «Три вещи сбивают (с истинного пути): заблудшие имамы, спор с лицемером о Коране и ошибка ученого».
Абу аль-Хусейн аль-Карабиси, имам в акыде, хадисе и фикхе, говорил после цитирования ошибочных мнений некоторых саляфов: «Если некто скажет: «Они ученые», мы скажем ему: поистине, ничто так не разрушает Ислам, как ошибка ученого, так его не разрушают ошибки тысячи невежд»
[10].
Клянусь Аллахом, это истина! Однако это так, когда кто-то поддерживает эту ошибку по своему невежеству и глупости, доказывая, что это верное мнение, а противоположное мнение — ошибка и заблуждение. Когда же на эту ошибку не обращают внимание или опровергают ее — то она не опасна.
Ибн Абдуль-Барр пишет в «аль-Джами'»
[11]: «Мудрые люди сравнили ошибку ученого с разбитым кораблем: когда он тонет, то вместе с ним тонет много людей».
Меня могу спросить: а как понять, что некое мнение — ошибка?
Я скажу: Абу Дауд и другие
[12] передали слова Му'аза ибн Джабаля, да будет Аллах им доволен, который был одним из самых правдивых и мудрых людей:
Язид ибн 'Амира, один из табиинов и учеников Му'аза, передал, что «Му'аз, каждый раз, приходя на урок и садясь, говорил: «Аллах аль-Хакам (Законодатель) аль-'Адль (Справедливый)». Однажды на уроке он сказал: «Впереди вас ждет фитна, когда будет много имущества и будут открывать Коран. Станет его читать верующий и лицемер, свободный и раб, женщина и мужчина, взрослый и ребенок. И получится так, что будут говорить: «Почему люди не следуют за мной, ведь я читаю Коран?! Клянусь Аллахом, они не последуют за мной, пока я не внесу для них (в религию) нововведение!» Так остерегайтесь же нововведений! Поистине, нововведение — заблуждение! Остерегайтесь ошибок мудреца! Поистине, шайтан говорит слова заблуждения устами мудреца, а лицемер может сказать истину».
И сказал он — Язид ибн 'Амира: «Я спросил его: «А как узнать, да помилует тебя Аллах, что мудрец говорит слова заблуждения, а лицемер говорит истину?»
Он — Му'аз — ответил: «Сторонись речей мудреца, вызывающих сомнения, о которых говорят: «Что это?» И пусть это не отвращает тебя от него, возможно, он одумается, и вернется к истине, когда услышит ее. Поистине, в истине свет»».
[1] Т. 10, с. 211.
[2] Халиф династии Аббасидов (ум. в. 289 г. по хиджре). Прим. пер.
[3] Алкогольный напиток из фиников. Прим. пер.
[4] Т. 1, с. 219 в передаче его сына Абдуллаха, турецкое издание 1963 г. И т. 1, с. 243 турецкого издания 1987 года. И т. 2, с. 31, Мактаб аль-ислями. И там третьим передатчиком назван Мухаммад ибн Яхья ибн Са'ид аль-Каттан.
[7] Мекканцы высказывали ошибочное мнение, что на обмен денег (сарф) не распространяется условие, чтобы обмен происходил из рук в руки. Прим. пер.
[8] С. 65. А от него передал его ученик аль-Байхакы в «ас-Сунан» (т. 10, с. 211). От аль-Хакима это передает аз-Захаби в «ас-Сияр» (т. 7, с. 131) и аль-Хафиз (Ибн Хаджар) тоже в «ат-Талхыс». Формулировки у всех различаются, иногда сильно.
[10] «Табакат аш-шафи'ийя аль-кубра» ас-Субки, т. 2, с. 125.
[11] Т. 2, с. 111. А аль-Хатыб в «аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 14) отнес это сравнение к Абдуллаху ибн аль-Му'тазиру.
[12] «Сунан Аби Дауд», книга сунны (т. 5, с. 186 (4596)), «аль-Ма'рифа ва ат-тарих» (т. 2, с. 321). С другим инсадом: аль-Байхакы (т. 10, с. 210) и в его «аль-Мадхаль» (с. 444), аль-Хаким (т. 4, с. 460), он сказал, что сообщение достоверное по условиям обоих имамов. С ним согласился аз-Захаби. Также в т. 4, с. 466 с другим иснадом, тоже достоверное по условиям Муслима. Аз-Захаби умолчал об этом, по крайней мере в том, что издано. Сообщение также в «Джами' баян аль-'ильм» (т. 2, с. 111). См. пример ошибки мудреца в «Муснад аш-Шамийин» (т. 2, с. 333 (1443)) и другой у Я'куба ибн Суфьяна (т. 2, с. 322).
Комментарии: 0
Правила форума