Циклы Авторы Сортировка

56 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 5

2 446
4 февраля, 16
Имам ас-Сарахси, да помилует его Аллах, комментирует в «аль-Мабсут»[1] слова Ибн Масꞌуда, которые мы приведем дальше:
 
«У него в Куфе было четыре тысячи учеников, все они учились у него. Передается, что, когда в Куфу приехал Али, да будет доволен им Аллах, навстречу ему вышел Ибн Масꞌуд, да будет Аллах им доволен, со своими учениками, и их было так много, что они заполнили улицы до горизонта. Когда Али, да будет Аллах им доволен, увидел их, то сказал: «Ты заполнил эту деревню знанием и фикхом».»

Передано в «аль-Муснаде»[2] от Ибн Масꞌуда, да будет Аллах им доволен, что он однажды собрал своих учеников и сказал им:

«Клянусь Аллахом, я надеюсь, что сегодня вы стали лучше, чем ваши деды-мусульмане в знании религии, фикха и понимании Корана».

Из-за обилия знания и ученых, талант куфийцев просыпался в них рано, еще в годы юности, как сказал об этом Ибн Сирин, известный ученый из табиинов, живший в Басре[3].

Ибн Нуꞌайм пишет[4] в биографии Аꞌмаша – а он был куфийцем – следующие его слова:

«Мне сказал Хабиб ибн Аби Сабит – он тоже был из Куфы:

- Ученые Хиджаза и Мекки лучше остальных знают вопросы хаджа и умры.

Я (Аꞌмаш) сказал ему:

- Ты за них – то есть выступаешь на их стороне в споре – а я за наших ученых – то есть куфийцев. Ты им и букву не успеешь произнести, как они приведут тебе хадис!»

Имам аль-Хаким, да помилует его Аллах, выделил в отдельный вид (наук о хадисах), и это сорок девятый вид, следующее. Он пишет[5]:

«Этот вид наук – знание достойных доверия и известных имамов из табиинов и их учеников (атбаꞌ ат-табиꞌин), которые знали хадисы, и которых упоминают, ища через них благодать, от запада до востока».

Среди них он упомянул сорок передатчиков из Лучезарной Медины, двадцать одного передатчика из Благородной Мекки, а из Куфы – двести одного передатчика, среди которых есть и имам Абу Ханифа.

Он же (аль-Хаким) привел в «аль-Мустадрак»[6] хадис: «Без вали нет никаха». Затем он пишет:

«От Абу Исхака передали этот хадис с иснадом несколько имамов мусульман, кроме тех, кого мы упомянули. Среди них – Абу Ханифа ан-Нуꞌман ибн Сабит…»

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, вобрал в себя знания куфийцев, как он сам о себе сказал, и мы это привели выше[7]. Также об этом свидетельствовали и другие ученые. Яхья ибн Адам – один из шейхов имама аль-Бухари в его «Сахих» – сказал:

«Среди хадисов есть отменяющие и отмененные, как и среди аятов Корана. А ан-Нуꞌман – Абу Ханифа – вобрал в себя все хадисы ученых своего города. И он знал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил и делал последним перед своей кончиной, и брал эти (хадисы). Потому он и стал факихом»[8].

Про Яхью ибн Адама Яꞌкуб ибн Шейба сказал, что тот был «факих аль-бадан» (прирожденный факих). Он автор книги «аль-Харадж», которая издана. В «Сияр аꞌлям ан-нубаля»[9] переданы слова аль-Халляля, что он (Яхья ибн Адам) «был непревзойденным факихом своего времени».

Аль-Саймари передал со своим иснадом[10] до аль-Хасана ибн Салиха, одного из факихов, достойных доверия передатчиков и аскетов, его слова:


«Абу Ханифа очень много занимался установлением отменяющих и отмененных хадисов. И он практиковал хадис, если, по его мнению, он был достоверно передан от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и от его сподвижников. Он был знатоком хадисов ученых Куфы и фикха ученых Куфы. Строго следовал мнениям ученых своего города. Он говорил: «В Книге Аллаха есть отменяющие от отмененные аяты. И среди хадисов также есть отменяющие и отмененные». Он обладал знанием того, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, делал последним перед своей кончиной, тем знанием, которым обладали ученые его города».

 

[1] Т. 16, с. 68.

 

[2] С. 206.

 

[3] «Аль-ꞌИляль ва маꞌрифа ар-риджаль» Абдуллаха, сына имама Ахмада (т. 2, с. 362 (2538)).

 

[4] В «аль-Хилья», т. 5, с. 47.

 

[5] В своей книге «Маꞌрифа ꞌулюм аль-хадис (с. 240). Имам (Абу Ханифа) упомянут на странице 245. И противоречие между этим и словами в той же книге на с. 255 может углядеть только злонамеренный исказитель, не способный в силу своей глупости ничего понять. Пусть читатель сам сравнит то, что сказано в книге, с тем, что сказано (аль-Альбани – прим. пер.) в «ас-Сильсиля ад-даꞌифа» (т. 1, с. 664).

 

[6] Т. 2, с. 171.

 

[7] Его слова: «Я знаю то, что знают ученые Куфы». См. http://azan.kz/article/show/id/9140.html. Прим. пер.

 

[8] «Кашф аль-асрар» ꞌАля аль-Бухари (т. 1, с. 16). Сравни эти слова со словами аль-Хасана ибн Салиха, которые мы приведем дальше, и ты увидишь, что они полностью совпадают.

 

[9] Т. 11, с. 189.

 

[10] В книге «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи», с. 11.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков