Циклы Авторы Сортировка

49 урок. Третья причина: расхождения в их подходе к снятию противоречий между хадисами, часть 4

3 083
11 января, 16
Вот другой пример — хадис от Абу Хурайры:
 

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي الْمَسْجِدِ فَلَا شَيْءَ عليه

«Кто прочитает намаз по покойному в мечети, то нет ничего против него».
 
Мы уже приводили источники этого хадиса, и их очень много[1]. Однако имам Муслим не добавил его, вместо него он включил в сборник хадис от Аиши, да будет Аллах ею доволен[2]: «Как быстро забывают люди! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз по Сухайлю ибн аль-Байда именно в мечети». Подобный же хадис привел и ан-Насаи[3].
 
Таковы их предпочтение и их понимание (фикх).
 
Абу Дауд же сначала привел этот хадис от Аишы, а в конце главы — хадис от Абу Хурайры[4]. Это также его предпочтение и его фикх.
 
Ибн Маджа сделал ровно наоборот[5]: сначала привел хадис от Абу Хурайры, а затем в конце хадис от Аиши, и добавил: «Хадис от Аиши сильнее». Таковы его предпочтение и его фикх.
 
При этом таклид и следование за ними (имамами-мухаддисами) не лучше, чем таклид и следование за имамами фикха: за мнениями Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада. Наоборот, следовать за ними лучше, чем за теми. Мы уже приводили слова имама ат-Тирмизи[6]: «Факихам лучше известен смысл хадисов». Это очевидно и бесспорно.
 
Поэтому предпочтение решения, доказательством которого служит хадис из Бухари, решению, которое основано на хадисе, переданном, например, Абу Даудом, только на этом основании не верно. Ведь на самом деле это предпочтение мазхаба Бухари, который выбрал именно эти хадисы по теме для своего сборника, мазхабу другого мухаддиса, который выбрал другие хадисы по той же самой теме. Это то, о чем забывают заблудшие.
 
Этот пример расхождений между имамами фикха очень ярко иллюстрирует сложность иджтихада даже в одном единственном вопросе фикха. Также мы видим, какого невероятно высокого уровня достигли наши имамы, да будет Аллах ими доволен, при том, что упомянутое мною — лишь маленький фрагмент всей картины, а что говорить о других науках, которые они использовали для иджтихада, а их множество! Об этом мы еще поговорим, иншааЛлах[7].
 
В конце разговора о третьей причине (расхождений имамов фикха) я приведу цитату по одной теме, разногласия по которой не слишком известны. Также по ней не составляли отдельных трактатов, где приводились бы слова ученых, как это было по другим научным вопросам, как, например, является ли «басмала» аятом каждой суры Корана, кроме суры «ат-Тауба», или нужно ли следующему за имамом в намазе читать Коран, или же вопрос о поднятии рук перед поясным поклоном (руку') и после него.
 
Я затрону этот вопрос, потому что он объединяет в себе три пути[8], о которых шла речь раньше.
 
Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет[9]:
 
«Наш — шафиитов — мазхаб: желательность для мужчин и женщин закрашивать седину желтым или красным цветом. И запрещено черным, по самому сильному мнению. Другое мнение: это нежелательно (макрух танзихан) из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в комментируемом хадисе: «Избегайте черного». Таков наш мазхаб.
 
Аль-Кады — 'Ияд — пишет: «Саляфы — сподвижники и табиины — разошлись по вопросу, следует ли закрашивать седину, и если да, то как. Некоторые сказали: лучше не закрашивать, передавая хадис, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал трогать седину, потому что сам ее не трогал. Это передано от Умара, Али, Убейя и других, да будет Аллах ими доволен.
 
Другие сказали: закрашивать лучше. Так поступали многие сподвижники, табиины и последующие поколения, следуя хадисам, которые привели Муслим и другие.
 
Эта группа также разделилась: большинство окрашивало в желтый цвет, среди них Ибн Умар, Абу Хурайра и другие. Также об этом передается от Али.
 
Некоторые красили хной, некоторые — шафраном.
 

Другие красили в черный. Это передается от Усмана, Хасана и Хусйна, сыновей Али, Укбы ибн Амира, Ибн Сирина, Абу Бурды и других»».

 

[1] С. 42 — 44 книги. См. http://azan.kz/article/show/id/7261.html. Прим. пер.

 

[2] Т. 2, с. 667 (99).

 

[3] «Аль-Кубра», т. 1, с. 639.

 

[4] Т. 4, с. 49 — 50 (3182 — 3184).

 

[5] Т. 1, с. 486 (1517 — 1518).

 

[6] С. 85 книги. См. http://azan.kz/article/show/id/7873.html. Прим. пер.

 

[7] С. 202 книги.

 

[8] Три пути преодоления преодоления противоречий между хадисами. См. http://azan.kz/article/show/id/8839.html. Прим. пер.

 

[9] В «Шарх Сахих Муслим» (т. 14, с. 80) в главе «О желательности закрашивать седину желтым или красным и запретности — черным».

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков