Циклы Авторы Сортировка

3 урок. Вопрос о непрерывности цепочки передатчиков хадиса

3 981
9 февраля, 15

Первая причина

 

Когда хадис пригоден для практики
 
Разговор о первой причине включает в себя четыре вопроса, которых обязательно коснуться. Два из них касаются санада (цепочки передатчиков хадиса), и два – его текста.

И эти четыре вопроса следующие:

1. Расхождения в некоторых условиях действительности хадиса.

2. Практикуется ли то из Сунны, что однозначно не установлено? [1]

3. Установление (достоверности) слов Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям [2].

4. Установление правильности (текста хадиса) с точки зрения правил арабского языка.

Что касается первого вопроса, то я коснусь его кратко, чтобы не отходить сильно от основной темы.

Большинство ученых согласно, что условий, предъявляемых к достоверности хадиса, пять:
 
1. Непрерывность санада.

2. Установление надежности (ʼадаля) передатчика.

3. Установление, что память хорошая.

4. Отсутствие в санаде и тексте хадиса противоречий (шузуз).

5. Отсутствие в них скрытых дефектов.
 
Что касается непрерывности санада, то между самими специалистами по хадису (мухаддисами) есть разногласия в способе установления этой непрерывности. Этот вопрос известен у них как «вопрос встречи» между передатчиком и его шейхом. Имам Бухари и др. требуют, чтобы был установлен факт встречи между ними, пусть всего один раз. А имам Муслим и др. – более того, имам Муслим утверждал, что есть единогласное мнение ученых (иджмаʼ) в этом вопросе [3], – ставят условием возможность встречи, но не установление этого факта.

Таким образом, то, что имам Муслим и те, кто с ним согласен, посчитали достоверным (сахих), опираясь на свое понимание непрерывности, не кажется таковым имаму Бухари. И те факихи, которые принимают мнение имама Муслима в вопросе непрерывности, приводят как довод хадис, отвечающий их условиям, и говорят: хадис с этим решением (хукм) достоверен. А другие ученые, придерживающиеся мнения имама Бухари, не согласны с ними и не считают данный хадис достоверным. Следовательно, они не принимают его как довод, из которого выведено данное решение фикха, и отвергают все выведенные из него решения.

Также вопрос, связанный с непрерывностью, но разногласия в котором сильнее, чем в предыдущем, – это вопрос о «хадисе мурсаль».

Мурсаль – это такой хадис, который табиин [4] возводит к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям. Его санад не непрерывен. Однако является ли это проблемой, делающей его непригодным как довод?

Большинство мухаддисов считают, что хадис мурсаль – слабый и не является доводом. Но большинство факихов – среди них имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад (согласно одному из двух передаваемых от него мнений) – посчитало, что мурсаль можно брать как довод и практиковать его.

Имам Шафии же занял серединную позицию в этом вопросе, посчитав мурсаль слабым, но не слишком. И в случае, если один из четырех факторов его усиливает, он принимал хадис мурсаль в качестве довода [5].

Поэтому решение фикха, принятое этими тремя факихами или одним из них, основанное на хадисе мурсаль и не усиленное одним из четырех факторов, будет противоречить решению имама Шафии и большинству мухаддисов.

А ведь хадисов мурсаль совсем не мало!

Имам Аляуддин аль-Бухари, рахимахуллах, пишет в «Шархе» на «Усуль аль-Баздави» [6]: «И в этом – отказе от хадисов мурсаль – аннулирование большой части Сунны, поскольку, если собрать все хадисы мурсаль вместе, они составят примерно пятьдесят частей» [7].

Имам аль-Каусари, рахимахуллах, сказал: «Кто посчитает слабыми хадисы мурсаль, отбросит половину практикуемой Сунны» [8].

Однако нужно отметить, что их количество будет значительно меньше, если исключить ту их часть, которая усилена теми факторами, которые принимает имам Шафии.

 

[1] Можно ли практиковать хадис, если он не имеет степени «сахих» (достоверный) или «хасан» (хороший). Прим. пер.

 

[2] Установление факта, действительно ли Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, произнес именно эти слова. Прим. пер.

 

[3] Предисловие к «Сахих Муслим», 1/130, с шархом имама Навави. Также иджмаʼ передает имама Али аль-Кари, рахимахуллах, в шархе на «Муснад» имама Абу Ханифы (с. 5) от множества ученых, принимая во внимание расхождения с имамом Бухари и теми, кто еще строже в этом вопросе.

 

[4] Следующее поколение после сподвижников Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В хадисе мурсаль пропущен сподвижник, который передал этот хадис от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, этому табиину. Прим. пер.

 

[5] См. его книгу «Ар-Рисаля» (с. 462). И усиливающие факторы суть следующие: чтобы он передавался также непрерывно или как мурсаль (с пропуском сподвижника) другим путем или чтобы кто-то из сподвижников или других ученых давали по нему фетву.

 

[6] 3/5.

 

[7] Книгу из пятидесяти частей. Аллах знает лучше. Прим. пер.

 

[8] «Таъниб аль-Хатыб» (с. 153). Также см. его же «Фикх ахль аль-Ирак ва хадисухум» (с. 32) или «Такдим Насб ар-райя» (с. 27).

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков