И фикх имамов фикха — Абу Ханифы и других имамов Ислама — все десятки тысяч вопросов — это толкование сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не что-то привнесенное извне в Ислам и не мнения, взятые из головы, без опоры на основные источники Шариата.
Поэтому мы говорим: фикх Абу Ханифы, фикх аш-Шафии и других — это на самом деле понимание Абу Ханифы, понимание аш-Шафии и других. Понимание чего? Это их понимание книги Всевышнего Аллаха и сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь слово «фикх» в арабском языке, как известно, означает понимание.
Отсюда мы видим, что сильно ошибаются те люди, не видя этого даже и не обращая на это внимания, кто называет «фикхом» то, что они обозначают как «фикх сунны» или «фикх сунны и Корана».
Ведь «фикх сунны и Корана» — это их понимание. А чье понимание? Понимание Зейда, Амра и других совершенно неизвестных людей, которые тем не менее заявили об этом и добавили к этому слову слова «сунна и Коран», заявляя людям, что они предлагают им основные источники религии, тем самым уводя людей от фикха Абу Ханифы, аш-Шафии, Ахмада и Малика, да будет Аллах ими доволен. Они говорят людям: о люди! Вы хотите фикх Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или фикх Абу Ханифы и аш-Шафии?!
Одного из таких людей его спутники выдвинули имамом в намазе. Перед началом намаза он повернулся к ним и спросил: «Вы хотите, чтобы я совершил для вас намаз так, как молился Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, или как Абу Ханифа?» Посмотрите, какая смелость, какая неслыханная наглость!
Вот, что они говорят, при том что приписывают свой фикх Корану и сунне, а фикх Абу Ханифы ему самому, но не Корану и сунне, а фикх аш-Шафии — ему, но не Корану и сунне. Они отрезают великое исламское наследие, которое в действительности и есть толкование Корана и сунны, отрезают его от Корана и сунны, предлагая людям взамен свое понимание, лишь малая часть которого, взятая у имамов, верна, а большая — это их собственные ошибки, при этом приписывают свое понимание Корану и сунне.
И обманутые ими люди оставляют фикх общепризнанных имамов, известных своей праведностью, богобоязненностью, знаниями и способностью к вынесению хукмов, при жизни которых сунна была распространена, изучалась, практиковалась, передавалась и толковалась.
Та научная атмосфера, которая царила тогда, и окружала их со всех сторон во всех отраслях исламских знаний, в наши дни отсутствует. Сейчас можно даже увидеть тех, кто не по праву претендует на иджтихад, при этом не владея в совершенстве арабским языком в своих внешне гармоничных и цветистых текстах. Один из таких совершает грубую ошибку в отношении Аллаха, когда пишет, демонстрируя якобы свои большие знания и приверженность Шариату: «безгрешен Аллах» (والعصمة لله)
[1]. О каких грехах может идти речь?! Встречается ли это выражение в Коране и сунне?! И если он не понимает его смысл, то это беда. Если он употребляет его, не понимая его смысла, то ему нужно обновить свой Ислам до того, как претендовать на обновление Ислама!
До того, как завершить разговор о второй причине (расхождения имамов фикха) нужно сделать некоторые оговорки относительно того, что я сказал недавно: «Фикх, выведенный из Корана и сунны, а также иджмы и кыяса, есть часть религии, и его нельзя отделять от его источников». Однако из этого положения необходимо исключить то, что имамы называют редкими мнениями («навадир»), облегчениями («рухас») и ошибочными мнениями («шазз»)
[2].
Имам аль-Байхакы привел в «ас-Сунан аль-кубра»
[3] с иснадом до имама аль-Ауза'и его слова: «Тот, кто следует редким мнениям ученых, выходит из Ислама». Эти слова также передает аз-Захаби.
Аль-Багави в «аль-Джа'дият» и Ибн Абдуль-Барр
[4] приводят с иснадом до Сулеймана ат-Тайми, великого ученого и праведника, его слова: «Если ты будешь следовать облегчениям каждого ученого, соберется в тебе все зло». Ибн Абдуль-Барр так прокомментировал эти слова: «Это единогласное мнение ученых (иджма), и я не знаю никого, кто бы ему противоречил».
В «Шарх 'иляль ат-Тирмизи» Ибн Раджаба
[5] передается от Ибрахима ибн Аби 'Абли, одного из шейхов имама Малика: «Кто следует ошибочным мнениям (шазз) ученых, делает много зла. Муавия ибн Курра сказал: «Остерегайся ошибочных мнений в знаниях»».
Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, передает в примечаниях к «Зуюль тазкира аль-хуффаз»[6] слова Ибн Аби 'Абли в другой формулировке: «Кто станет следовать ошибочным мнениям ученых (шазз), впадет в заблуждение».
[1] Эти слова часто повторяет аль-Албани в своих сочинениях, не менее семнадцати раз они встречаются в разных его книгах. Прим. пер.
[2] См. конец второго дополнения на стр. 234 — 236.
[3] Т. 10, с. 211. А также «ас-Сияр», т. 7, с. 125, и «ат-Тазкира», т. 1, с. 180.
[4] «Аль-Джа'дият» аль-Багави, т. 1, с. 595 (1359) и «Джами' баян аль-'ильм», т. 2, с. 90 — 91. А также в «Сияр», т. 6, с. 198, и в «ат-Тазкира», т. 1, с. 151.
[5] Т. 1, с. 410. Иснад сообщения в «аль-Хилья», т. 8, с. 27 по двум путям до Ибрахима ибн Адхама, да помилует его Аллах.
Комментарии: 0
Правила форума