Циклы Авторы Сортировка

53 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 2

3 081
25 января, 16
Любой благородный хадис первоначально выслушивается и принимается, а затем рассказывается и передается.

То есть мухаддис сначала слышит хадис от своего шейха, и это называется принятием (тахаммуль), а затем рассказывает его другим людям, и это называется передачей (адаъ).

Если ученый занимается передачей хадисов, то люди узнают о нем, и он становится известным как передающий много или мало. А если ученый занимается другими науками, то переданные им по случаю хадисы не создают ему репутации передающего, много он передает или мало.

Абу Бакр ас-Сиддик – первый мужчина, принявший Ислам. Он дольше остальных был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был самым знающим сподвижником, и это подтвердили другие. Однако он передал очень мало хадисов, и переданное им не свидетельствует, что он был ученым среди сподвижников, тем более, самым знающим среди них. Это известно о нем из других источников.

Примерно то же касается Умара, Усмана и Али[1], а также многих других сподвижников, да будет Аллах доволен ими всеми. То же можно сказать и про многих табиинов и их учеников (атбаꞌ ат-табиꞌин).

То же можно сказать и о самом имаме Малике. Его степень в хадисе такова, что его ученик имам аш-Шафии сказал: «Если говорить о хадисах, то Малик – планета!» Он сам сказал: «Я записал своей рукой сто тысяч хадисов»[2]. Более того, имам аз-Зуркани, да помилует его Аллах, в введении к комментарию к «аль-Муватта»[3] передал от Ибн аль-Хайяба, что имам Малик передал сто тысяч хадисов[4].
 
Это относится и к имаму аш-Шафии. Хадисы в книгах этих двух имамов не свидетельствуют об их высокой степени в науках о благородном хадисе. Хотя они обладали этой степенью, без сомнения, истинно и по праву.

А в словах Ибн Хузаймы, что он не знает достоверной сунны, которую бы не передал аш-Шафии в своих книгах, подразумевается достоверная сунна в хадисах, касающихся хукмов (ахадис аль-ахкам), а не в хадисах вообще.
 
Имам ас-Субки пишет в книге «Маꞌна кауль аль-имам аль-Матляби»[5]:

«Передано, что выдающегося имама в хадисе и фикхе Ибн Хузайму спросили: «Ты знаешь что-то из сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что касается запретного и дозволенного[6], что не включил бы аш-Шафии в свои книги?» Он ответил, что нет».

Это объясняется тем, что они оба – Малик и аш-Шафии – посвятили себя занятиям фикхом и его преподаванию, иджтихадом и вынесением решений, установлением принципов усуль аль-фикха и иджтихада, в большей мере, чем передаче хадисов. Это не означает, что они мало знали хадис. Просто они много получили, но мало передали.

Таково же положение и имама Абу Ханифы: он много получил хадисов, но мало передал, как подтвердил имам поздних мухаддисов хафиз Ибн Хаджар в своей фетве. Ее текст приводится в «аль-Джавахир ва ад-дурар» ас-Сахави[7]:

«Спросили его – Ибн Хаджара – о сказанном ан-Насаи в «ад-Дуꞌафа ва аль-матрукун» в адрес Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен: «Он не был сильным в хадисах. В его малочисленных передачах очень много неточностей и ошибок». Правда ли это? И был ли кто-то еще из имамов-мухаддисов согласен с этим утверждением?

Он ответил:

«Ан-Насаи был имамом в хадисе. Он так сказал либо потому, что ему так показалось, либо потому, что таков был его иджтихад. Нет ни одного ученого, у кого бы принимались все мнения. Некоторые мухаддисы были согласны в этом с ан-Насаи. Все их мнения собрал аль-Хатыб в его (Абу Ханифы) биографии в «Тарих»[8]. Некоторые из них принимаются, другие же отвергаются. Имама оправдывают тем, что он считал условием для передачи хадиса, чтобы он помнил этот хадис наизусть с момента, когда его услышал, и до момента передачи. Из-за этого строгого условия очень мало хадисов передается от него. При этом, на самом деле, он знал очень много хадисов.


В целом же, лучше не углубляться в эти вопросы. Имам и подобные ему достигли такого уровня, что не нужно обращать внимание на то, что говорят о них. Ничья критика в их адрес не влияет на их репутацию. Всевышний Аллах поднял их на такую высоту, что люди следуют за ними. И нужно смотреть на это. И только от Аллаха тауфик»».

 

[1] См. об этом в «ꞌУкуд аль-джуман» мухаддиса Мухаммада ибн Юсуфа ас-Солихи аш-Шами аш-Шафии (с. 319 и далее).

 

[2] Это передано в «Тартиб аль-мадарик» (т. 1, с. 121, 124).

 

[3] Т. 1, с. 7.

 

[4] Передача хадисов – это не то же самое, что принятие (тахаммуль). Объем того, что каждый из них передает, едва ли можно назвать большим. Сказано в биографии имама-муджтахида аль-Лейса ибн Саꞌда, да будет Аллах им доволен, в «Тахзиб ат-тахзиб» (т. 8, с. 463): «Шуайб ибн аль-Лейс рассказал: «У аль-Лейса спросили:

 

- Почему мы слышим от тебя хадисы, которых нет в твоих книгах?

 

Он сказал на это:

 

- Разве все, что у меня в голове, есть в моих книгах? Если я запишу все, что я знаю, оно не поместится на этом вьючном животном»».

 

В книге «Тазкира аль-хуффаз» (т. 1, с. 544) в биографии имама Ахмада ибн аль-Фурата ар-Рази (ум. В 258 г. по хиджре) переданы его слова: «Я записал тысячу тысяч хадисов и еще пятьсот тысяч. А в свои книги включил пятьсот тысяч». То есть включил в книги треть того, что принял. Однако и эти пятьсот тысяч где?!

 

[5] С. 77, 106.

 

[6] Это уточнение «из запретного и дозволенного» указывает на то, что речь именно о хадисах, касающихся решений фикха (ахадис аль-ахкам). Прим. пер.

 

[7] Лист 227/б. В изданном варианте это т. 2, с. 946 – 947.

 

[8] Эти слова указывают на то, что эти места в «Тарих Багдад» действительно принадлежат аль-Хатыбу, в то время, как некоторые утверждали, что они приписаны ему.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков