(продолжение цитаты имама Кади ʼИяда из «Тартиб аль-мадарик»)
Малик сказал:
«Я знал Мухаммада ибн Аби Бакра ибн Амра ибн Хазма, он был судьей. У него был брат Абдуллах, знаток хадиса и человек правдивый. Однажды Мухаммад вынес судебное решение, которое противоречило некоему хадису. Абдуллах упрекнул его, говоря:
- Разве нет такого-то хадиса?
Мухаммад ответил:
- Есть.
Тогда его брат сказал:
- Тогда почему ты не вынес решение в соответствии с ним?
Мухаммад ответил:
- А где его люди?»
То есть «не практиковали его ученые Медины». И вывод из этих слов такой: практика людей Медины сильнее хадиса.
Ибн аль-Муʼаззаль сказал: «Я слышал, как один человек спросил Ибн аль-Маджишуна:
- Почему ты передал хадис, но оставил его (не практикуешь)?
Он ответил:
- Чтобы знали, что мы его не практикуем на основе знания».
Ибн Махди сказал: «Сунна, взятая из практики людей Медины, лучше, чем хадис». Также он сказал: «Если у меня много хадисов по какой-то теме, и я знаю, что люди округи поступают иначе (не в соответствии с этими хадисами), я считаю их слабыми».
Рабиʼа говорил: «Я считаю, что тысяча от тысячи лучше, чем один от одного, потому что один от одного лишает вас сунны»
[1].
Ибн Аби Хазим говорил: «Абу Дарда (?) задавали вопросы, и он отвечал. Однажды ему сказали:
- До меня дошло так-то и так-то.
Иначе, чем он отвечал.
Он ответил на это:
- И я это слышал. Однако видел, что практикуют другое».
Ибн Аби аз-Зинад говорил: «Умар ибн Абдуль-Азиз собирал факихов и спрашивал их о суннах и решениях, которые практикуются и которые установлены. И то, что не практиковалось, он отменял, даже если сообщения об этом передавал достойный доверия передатчик».
И это была цитата из имама, мухаддиса, факиха, Кади ʼИяда аль-Малики, да помилует его Всевышний Аллах.
Также смотри слова хафиза аль-Хатыба аль-Багдади аш-Шафии, да помилует его Всевышний Аллах в книге «аль-Факих ва аль-мутафакких».
[2] В этой книге он выделил отдельную главу, названную «Глава о доводах, отрицающих применение единичных сообщений (хабар аль-вахид)». Имам открыл ее цитатой с иснадом до Мухаммада ибн Исы ат-Таббаʼа, одного из крупнейших хафизов и при этом знатоков фикха, ученика имама Малика. Он сказал: «Оставь любой хадис, дошедший до тебя от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором не известно, практиковал ли его кто-то из сподвижников или нет».
Ибн Халликан пишет
[3] в биографии Абу аль-Касима Абдуль-Азиза ибн Абдуллаха ад-Дараки, одного из имамов шафиитов, умершего в 375 году по хиджре: «Когда к нему приходил вопрос, он долго размышлял над ним, затем давал фетву. Иногда он давал фетву, не соответствующую мазхабу двух имамов – аш-Шафии и Абу Ханифы. Когда его спрашивали о причине этого, он отвечал: «Об этом свидетельствует хадис, переданный таким-то от такого-то, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Следовать хадису лучше, чем мнению двух имамов»».
Имам аз-Захаби в «Сияр»
[4] привел это сообщение и так его прокомментировал: «Я скажу: Это правильно,
однако при условии, что это сказал о хадисе имам, подобный двум этим имамам, такой как Малик, или Суфьян, или аль-Аузаʼи, и чтобы этот хадис был установленным, лишенным недостатков, и чтобы довод Абу Ханифы и аш-Шафии не был основан на достоверном хадисе, противоречащем другому
[5]. Если же кто-то следует достоверному хадису, которого избегали остальные имамы-муджтахиды, то нет
[6]».
Передали Абу Зараʼа ад-Димашки в книге «ат-Тарих»[7] и ар-Рамахурмузи в «аль-Мухаддис аль-фасыль»[8], что имам аль-Аузаʼи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы слушали хадисы и затем показывали их нашим ученым, подобно тому, как показывают (специалистам) поддельный дирхам. Те хадисы, которые они знали, мы брали, а те, которые не принимали, мы отвергали».
[1] Имеется в виду, что сообщение, которое передает большое количество передатчиков от большого («тысяча от тысчи») имам предпочитал тому, что передано одним человеком от одного. Прим. пер.
[3] В своей книге «аль-Вафаят», т. 3, с. 188 -189.
[5] Достоверному хадису. Прим. пер.
[6] То есть такому хадису нельзя следовать. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума