Имам аль-Байхакы, рахимахуллах, перечислив разногласия в отношении имени одного из передатчиков, пишет в «Ас-Cунан аль-кубра»[1] в разделе о черте перед молящимся, которая заменяет собой преграду: «Имам аш-Шафии, рахимахуллах, взял этот хадис в качестве довода в своем старом мазхабе (кадим) и воздержался от этого в новом (джадид). Он так сказал об этом в книге аль-Бувейти[2]:
«И молящийся не проводит черту перед собой, если нет по этой теме сильного хадиса, тогда пусть последует за ним». Кажется, что он обнаружил то разногласие в иснаде (этого хадиса), которое мы привели. И в этом нет проблем, иншаАллах, — в подобных решениях».
И на эти слова имама аль-Байхакы опирался Ибн ас-Салях, взяв указанный хадис примером для хадиса «аль-мудтараб
[3]» в своей «Мукаддиме» по наукам о хадисе, в девятнадцатом разделе.
Имам ан-Навави пишет в «Аль-Маджмуʼ»
[4]: «Предпочтение (одного мнения другому) на основе хадиса мурсаль допустимо», — хотя известно, что он считал хадис мурсаль слабым.
Также у практики слабого хадиса есть и другой аспект: когда есть хадис, слова которого могут иметь разные смыслы и нет возможности выбрать один из них, а также есть слабый хадис, который помогает выбрать один из смыслов, то берется смысл, установленный слабым хадисом, несмотря на его слабость. И на это указывали многие имамы, как ранние, так и последующие.
Имам аль-Байхакы пишет в предисловии к книге «Даляиль ан-нубувва»
[5]: «Я захотел – если это угодно Аллаху – собрать дошедшие до нас сообщения о чудесах (муʼджизат) нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и доказательства его пророческой миссии, отделив, как я делаю в своих сочинениях, достоверные хадисы от слабых, известные (маʼруф) от неизвестных (гариб
[6]), кроме случаев, когда смысл достоверных и известных не понятен без них (без слабых и «гариб»). Тогда я их привожу. При этом опора – на предшествующие им достоверные и известные (хадисы), согласно мнению историков газаватов (магази) и [общей] истории».
Имам Ибн Джузай аль-Кальби аль-Малики, рахимахуллах, в предисловии к своему тафсиру «Ат-Тасхиль» перечисляет двенадцать способов предпочтения одного мнения другому в случае разногласий толкователей Корана: «Если что-то в толковании Корана передается от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то мы полагаемся на это, особенно если это передано в достоверном хадисе».
То, что имам сказал «особенно», означает, что и слабый хадис принимается для выбора одного из мнений, при наличии противоречивых толкований священного аята.
И это продемонстрировал имам Ибн аль-Каййим, рахимахуллах, в книге «Тухфа аль-маудуд»
[7]. Есть разногласия среди ученых в толковании слова «العول» в словах Всевышнего Аллаха в начале суры «Ан-Ниса»:
ذَلِكَ أَدْنَى أَلاَّ تَعُولُواْ
Перевод смысла: «Это (женитьба лишь на одной женщине) – ближе, чтобы избежать «العول»» («Ан-Ниса», аят 3).
Имам аш-Шафии, рахимахуллах, считал, что это слово означает «множество детей», а большинство толкователей Корана, как ранних, так и поздних, считали, что это значит «несправедливость».
И автор (имам Ибн аль-Каййим) предпочел мнение большинства по нескольким причинам:
«Это (толкование) передается от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пусть даже оно из неизвестных (гараиб), поскольку это (такие хадисы) подходят для выбора (одного из двух или более мнений)». И речь идет о хадисе, переданном нашей госпожой Аишей, который приводится в книге чуть выше. Согласно ему, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не будьте несправедливыми». Этот хадис передал Ибн Хиббан
[8] как «марфуʼ»
[9], притом что Абу Хатим ар-Рази сказал: «Этот хадис ошибочен. Он достоверен от Аиши как «маукуф»
[10]». И такое мнение (что этот хадис слабый) передается от многих саляфов. При этом Ибн аль-Каййим считал, что он подходит для предпочтения одного толкования другому.
И мавляна, шейх Мухаммад Юсуф аль-Баннури, рахимахуллах, объясняет в ценнейшей книге «Маʼариф ас-сунан»
[11] хадис, согласно которому Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, справлял малую нужду стоя, говоря, что это было из-за боли во внутренней стороне колена, как передал имам аль-Байхакы, и пишет: «И его санад (хадиса от Байхакы) – несмотря на то что он слабый – достаточен для пояснения этого момента».
Таким образом, мы выяснили, что у имамов саляфов слабый хадис имел ценность и признание, в отличие от того [отношения к нему], что некоторые люди распространяют в наши дни, отвергнув его полностью, поставив в один ряд с вымышленным хадисом и поместив их в одну «сильсилю» (серию).
[2] Имам Абу Яʼкуб аль-Бувейти, один из ближайших учеников имама аш-Шафии, передавал его мнения в книге «Аль-Мухтасар» (прим. пер.).
[3] «Хадис аль-мудтараб» – это хадис, передаваемый в разных равнозначных (по достоверности) формах от одного или нескольких передатчиков, так что невозможно предпочесть один вариант другому (прим. пер.).
[5] «Ад-Даляиль», т. 1, с. 69.
[6] Хадис, передаваемый единственным передатчиком (прим. пер.).
[8] «Аль-Ихсан», т. 9, с. 338 (4029).
[9] Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует (прим. пер.).
Комментарии: 0
Правила форума