Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
34 урок. Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни за кем другим, часть 1
34 урок. Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком, да благословит его Ал...
Эти слова подразумевают, что имамы, каждая крупинка речи которых — призыв к следованию сунне, и утве...
5 527
1 октября, 15

34 урок. Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни за кем другим, часть 1

5 527
1 октября, 15

Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком ﷺ и ни за кем другим

 
Что касается второй части ответа[1]: мы должны следовать только за Пророком ﷺ и ни за кем другим, то мы скажем на это:
 
Это утверждение подразумевает, что имамы мусульман, каждая крупинка речи которых — призыв к следованию сунне, и утверждение, что отход от сунны в знаниях или делах — отклонение и заблуждение, так вот эти имамы — не на истинном пути, и они не следовали за Пророком ﷺ, раз ты хочешь следовать за ним ﷺ не по их пути. Ты[2] это утверждаешь, потому что ты слышал слова некоторых из тех, кто вредит исламской религии, запрещая следовать четырем мазхабам, обосновывая неправильность следования им словами Аллаха: «Они признали господами, помимо Аллаха, своих первосвященников и монахов». Также помимо этого благородного аята они приводят хадис от 'Адийя ибн Хатима, в котором он, уже будучи мусульманином[3], пришел к Посланнику Аллаха ﷺ, и услышал, как тот читает этот аят. 'Адий сказал ему: «Но они не поклонялись им». Пророк ﷺ ответил: «Поклонялись, ведь они запрещали людям дозволенное и дозволяли запретное. И люди следовали за ними, а значит поклонялись им»[4]. И эти люди говорят мукаллидам: вы признали богами помимо Аллаха такого-то и такого-то, и они запрещают и дозволяют вам что-то.
 
Посмотри, насколько они искажают слова Аллаха по сравнению с тем толкованием, которое дал Пророк ﷺ, и пытаются выставить ученых Ислама в глазах мусульман первосвященниками и монахами, которым мусульмане якобы поклоняются, помимо Аллаха! Есть ли искажение хуже этого искажения?! Если заблуждение хуже этого заблуждения?!
 
Поистине, имамы Ислама приложили огромные усилия для установления наиболее точных смыслов того, что они поняли, из разрешений и запретов в словах Всевышнего Аллаха и из разрешений и запретов в благородной сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. А те первосвященники и монахи меняли и искажали ниспосланное Аллахом в других небесных писаниях ради своих мирских целей и удовольствий. История наших имамов известна, как и история тех людей в прошлом и настоящем.
 
Прочти еще раз, дорогой читатель, те слова, что мы привели в начале этой части, в которых имам Абу Ханифа считал отказ от следования сунне заблуждением, а поиск знания без изучения сунны вредным, и те, в которых имам аш-Шафии сравнивает того, кто противоречит Пророку ﷺ со священником, выходящим из церкви, носящим столу (епитрахиль) и так далее. А затем посмотри, что подсказывает тебе твоя религия, твой разум и твои знания: каково положение тех, кто так издевается над книгой Аллаха, над великими имамами Ислама, пытаясь разорвать связь мусульман с источниками их религии?!
 
Поистине эти имамы, да будет доволен ими Аллах, больше следовали пречистой сунне, чем может вообразить разум даже любящего их! Они только доводили до людей повеления и запреты Пророка ﷺ подобно тому, как муаззин доносит до дальних рядов молящихся такбиры имама.
 
Если скажут: я люблю понимать хукмы моей религии с доказательствами, и данный хукм я не могу понять так, как об этом говорит имам Абу Ханифа, но я понимаю его так, как говорит имам аш-Шафии. И мне тяжело практиковать хукм, когда я не понимаю его доказательства, поэтому я буду следовать шафиитскому мазхабу. Есть ли в этом проблема?
 
Ответ: переход из одного мазхаба в другой может быть вызван несколькими причинами:
 
1. Таклид из-за случившейся с человеком ситуации. В нем нет проблем, такой таклид допустим. Вопрос известный, и мне нет нужды об этом говорить.

2. Ради поиска облегчений в других мазхабах. Это не разрешается. Речь у нас сейчас не о нем, но я приведу впоследствии соответствующие цитаты.

3. Из-за собственного исследования и иджтихада в конкретном вопросе. Тогда смотрится, способен ли человек на такое:

- Если способен выбирать более сильное доказательство из доказательств имамов-муджтахидов, соблюдая умеренность, то в этом нет проблемы, более того — это из преимуществ исламского фикха и исламских ученых. Как можно это отрицать, если так делали многие поздние имамы — не говоря уж о ранних — такие, как ан-Навави, Ибн ас-Салях, 'Изз ибн Абдуссалям, Ибн Таймийя, Ибн аль-Каййим, Таки ас-Субки, Ибн аль-Хуммам, да помилует их Аллах, на протяжении веков и до наших дней.
 

Учитель наших учителей 'алляма аль-Каусари, да помилует его Всевышний Аллах, которого многие критиковали за фанатичное следование ханафитскому мазхабу, отказался в книге «аль-Макалят» от мнения имама Абу Ханифы об обязательности удержания имущества в вакфе только по решению правителя, и предпочел ему мнение большинства уммы, которое установлено достоверными хадисами и практикой сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

 

[1] Начало ответа на сомнение «факта достоверности хадиса достаточно для его практики» здесь: http://azan.kz/article/show/id/7700.html. Прим. пер.

 

[2] Как объясняют устазы, опровержение автора адресовано шейху Мухаммаду Насыру аль-Альбани, хотя об этом и не говорится прямо. Прим. пер.

 

[3] До принятия Ислама он был христианином. Прим. пер.

 

[4] См. тафсир 31-го аяты суры «ат-Тауба» в тафсире Ибн Касира и в других.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков