ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Дополнение 1. Шейх Мухаммад Акрам Надви
По милости Всевышнего Аллаха мы завершили перевод книги шейха Мухаммада Аввамы, да сохранит его Всевышний Аллах, «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха») для исламского образовательного портала azan.kz. Книга в оригинале открывается несколькими предисловиями, однако мы решили не начинать публикацию перевода книги на сайте с них, чтобы облегчить читателю восприятие и не оттолкнуть от чтения.
Теперь, когда перевод окончен, мы хотим представить вашему вниманию эти предисловия, которые не лишены пользы, и, разумеется, перевод книги без них не будет полным. И хотя книга целиком и полностью была переведена с арабского языка, цикл «дополнений» к «Роли хадиса…» мы решили начать с предисловия к английскому изданию книги, которое также показалось нам интересным.
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Шейх Мухаммад Акрам Надви
О шейхе Мухаммаде Авваме и его книге «Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»
Шейх Мухаммад Аввама родом из сирийского города Аллеппо, сейчас он живет в Лучезарной Медине. Шейх изучал хадис у наиболее выдающихся хадисоведов своего времени, среди них – шейх Абдуллах Сираджуддин аль-Халяби и шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда. В результате долгого изучения, преподавания хадисов и подготовки научных трудов о них Мухаммад Аввама стал авторитетным экспертом в этой области исламских знаний.
Он обогатил наши библиотеки комментированными научными изданиями ранних и классических трудов по хадису, передатчикам хадисов и другим дисциплинам в этой области знания. Его книги очень высоко оцениваются специалистами. Шейх Мухаммад Саʼид ат-Тантави сказал о нем: «Я не знаю никого на земле, кто был бы компетентнее его в подготовке научных изданий классических трудов».
Среди важнейших изданий, подготовленных к печати шейхом Мухаммадом Аввамой, следующие:
- Книга «Сунан» Абу Дауда, выверенная по рукописи имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни и нескольким другим, снабженная ценными пояснениями.
- Сборник «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, также основанный на нескольких ранних рукописях и снабженный полезными примечаниями.
- «Такриб ат-Тахзиб» Ибн Хаджара аль-Аскаляни, основанный на рукописи автора с добавлением примечаний выдающегося мухаддиса 12-го века Абдуллаха ибн Салима аль-Басри и его ученика аль-Миргани.
- «Аль-Кашиф» имама аз-Захаби, подготовленный на базе нескольких рукописей, снабженный примечаниями Сибта ибн аль-ʼАджами.
Шейх Мухаммад – автор нескольких книг, включая «Адаб аль-ихтиляф фи масаиль аль-ʼильм ва ад-дин» («Этика разногласий в вопросах знания и религии»)[1] и «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аль-аимма аль-фукаха» («Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»).
Есть много причин, по которым великие имамы исламского права расходились во мнениях друг с другом. Самая главная причина – это различное понимание ими текстов Шариата (Корана и хадисов) и разница походов к ним. Расхождения имамов фикха в течение многих веков оставались предметом активного изучения исламских ученых. Многие из них оставили после себя важные труды по этой теме. Среди таких ученых:
- имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани;
- имам аш-Шафиʼи;
- имам ат-Тахави;
- имам ат-Табари;
- среди поздних ученых – Шах Валиуллах ад-Дихляви.
В книге шейха Мухаммада идет речь об одном аспекте расхождений имамов фикха, а именно о том, как различие в понимании ими хадисов приводило к различию их мнений и решений в области фикха.
Среди тем, которые затрагивает шейх в этой книге, следующие: место, которое занимали хадисы в сердцах имамов, различия в понимании ими хадисов, условия и методы, которые они применяли к хадисам при выведении из них решений фикха, различные способы, которые они использовали при определении достоверности хадисов, разная степень их знакомства с Сунной.
При ее краткости в книге удивительно хорошо и подробно разбирается заявленная тема. Любой студент, изучающий ее, найдет книгу полезной для себя. Эта книга – результат целой жизни, проведенной в научных изысканиях и глубоких размышлениях над трудами по хадису и фикху. Она поможет читателю понять, что расхождения между имамами фикха в отдельных частных вопросах на самом деле только укрепляют их единство и согласие в основах религии. Поистине, разнообразие мнений – это милость и благословение для общины мусульман, в нем нет никакого вреда. Автор цитирует ранних ученых и имамов, которые говорили о благе, которое проистекает из разницы мнений и призывали к уважению тех ученых, которые – испытывая ту же любовь к Корану и Сунее – тем не менее пришли к иным суждениям в конкретных вопросах, но лишь для того, чтобы тем самым выразить свою покорность Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Всевышнего.
Метод изложений шейха Мухаммада основан на глубоком и профессиональном исследовании вопроса. Каждый нюанс он объясняет адекватно, полно и объективно, не переходя к следующему вопросу, пока не раскрыл полностью предыдущий. Его доводы базируются на Коране, Сунне, высказываниях сподвижников и мнениях ранних ученых по фикху и имамов. Автор также приводит примеры и истории из эпохи ранних ученых для иллюстрации того, как терпимы были они к разногласиям.
Арабское издание книги было по достоинству оценено специалистами. Среди ученых, хваливших книгу и отмечавших, что вынесли из нее что-то полезное для себя, были следующие шейхи:
- Мухаммад Закария аль-Кандехляви, выдающийся мухаддис из Индии, автор многих важных трудов;
- Мустафа Ахмад аз-Зарка, известный факих и мыслитель из Сирии;
- Абдуль-Фаттах Абу Гудда, известный имам в области хадиса.
Эти ученые написали предисловия к книге шейха Мухаммада, в которых настоятельно рекомендовали читать ее.
В наши дни отношения между мусульманами при наличии разногласий далеки от терпимости и взаимного уважения. Наоборот, среди мусульман распространены обвинения, антипатия и мстительность. Как следствие этого, невежество, ярость и разделение охватило нашу общину, а стремление к получению знаний и пользы от других покидает ее. Книги, подобные этой, крайне необходимы сегодня. Они помогают исправить неправильное представление о разногласиях в Исламе, которое есть у многих. Вместо того, чтобы бояться их, мусульмане поймут, что в них – благо, если принять их с покорностью и смирением, которые должны являться неотъемлемыми качествами любого, кто претендует на служение Аллаху.
Резюмируя, скажу: эта книга поможет как студентам, так и простым мусульманам развить в себе правильное отношение к факту существования разных мнений.
Мухаммад Акрам Надви
Оксфорд
15 января 2014.
[1] Также переводится на русский язык и публикуется на нашем сайте: http://azan.kz/durus/dars/adab-al-ihtilyaf-etika-raznoglasiy-23
Предыдущий урок
79 урок. Синопсис книги (часть 3). ОКОНЧАНИЕ
Следующий урок
Дополнение 2. Предисловие автора ко второму и четвертому изданиям
Комментарии: 0
Правила форума