Циклы Авторы Сортировка

10 урок. Внешний облик посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 7

5 230
3 марта, 15
Третий хадис. Часть третья. Окончание
 
И после разбора упомянутого различия между ас-cунан аз-заваид и ас-сунан аль-худа общий ответ на вопрос о решении (хукме) насчет удлинения волос будет следующим: само по себе удлинение волос не сунна, но если человек совершает это действие из-за стремления быть похожим на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он получит награду за это.
 
Что касается хукма удлинения волос в основе, то существуют разногласия между факихами по этому вопросу.
 
Часть ученых ханбалитского мазхаба[1] говорит, что в основе мужчине желательно удлинять волосы, и на этот счет существует риваят от имама Ахмада[2].
 
Большинство остальных факихов говорит, что в основе удлинение волос дозволено (мубах), а некоторые сказали, что в основе укорачивание волос лучше, чем удлинение, и в качестве довода они используют хадис от Ваиля ибн Худжра, да будет доволен им Аллах, который есть у Абу Дауда:
 
أتيت النبي صلى الله عليه وسلم ولي شعر طويل فلما رآني رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ذباب ذباب قال فرجعت فجززته ثم أتيته من الغد فقال إني لم أعنك وهذا أحسن

«Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и у меня были длинные волосы, и когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел меня, то сказал: «Зло, зло». И я ушел, и постриг свои волосы, и пришел на следующий день, и он сказал: «Я не имел в виду тебя, но это лучше»».
 
Иными словами, то, что ты укоротил волосы, —лучше того, что ты их удлинил.
 
И имам ат-Тахави говорит на основе этого хадиса:
 
«Из этого хадиса мы понимаем, что лучше будет подстригать волосы, чем удлинять их. И ничего не будет лучше того, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сделал благим. И этому необходимо следовать, и будет лучше не делать то, что противоречит этому»[3].
 
Также некоторые имамы указывали, что практика удлинения волос была нормой для мужчин у арабов в эпоху Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, но в последствии урф в этом вопросе изменился, и ученые и праведники не оставляли длинные волосы, и лучше следовать им в этой практике.
 
И на это, в частности, указывает Ибн Абдуль-Барр в книге «Ат-Тамхид»:
 
«Люди нашей эпохи не удлиняют волосы, кроме военных, и у них волосы доходят до ушей и плеч, а праведники и люди знаний так не делают, и это стало их отличительным признаком, а удлинение волос в наши дни стало уже признаком глупцов. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кто уподобился какому-то народу, тот из них», — то есть будет воскрешен вместе с ними. И кто-то сказал, что речь о тех, кто уподобился им в их действиях, и кто-то сказал, что речь идет о тех, кто внешне похож на них. И этого тебе будет достаточно. В этом заключено общее указание на желательность следовать за праведниками в любом состоянии. И волосы или их состригание ничем не помогут в Судный день, поскольку награда будет положена за намерение и деяния, и, возможно, тот, кто сбрил волосы на голове, будет лучше того, кто их удлинил, и, возможно, тот, кто оставил их, был праведником»[4].
 
И последний момент для разбора в этом хадис —это цвет одежды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
 
Из того, что одежда была красная, мы понимаем, что можно носить одежду такого цвета, и слова некоторых факихов, что красный цвет в одежде нежелателен в общем, ошибочны, как указывает имам аль-Байджури,[5] но нежелательным это будет только тогда, когда красное будут носить грешники и это станет их отличительным признаком.
 
Имам аль-Байджури говорит: «Ученые ясно сказали, что к совершенству веры относится убежденность, что ни в ком не сошлось совершенство внешней красоты так, как сошлось в Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, но в полной мере это проявилось только для тех, кто смог увидеть его своими глазами»[6].
 
[1] قال المرداوي في الإنصاف: (يستحب إتخاذ الشعر على الصحيح من المذهب وعليه الأصحاب
[2] وقال ابن قدامة في المغني: (واتخاذ الشعر أفضل من إزالته. قال أبو إسحاق: سئل أبو عبد الله عن الرجل يتخذ الشعر فقال سنة حسنة لو أمكننا اتخذناه
[3] Мушкиль аль-Асар, 8/142.
[4] Ат-Тамхид, 6/80.
[5] Аль-Мавахиб аль-Лядуния, с. 32.
[6] Там же, с. 32-33.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков