Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
144 урок. Намаз ад-духа, часть 3
Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах): “Совершал ли Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, намаз ...
1 572
1
18 октября, 18

144 урок. Намаз ад-духа, часть 3

1 572
1
18 октября, 18
Двести семьдесят пятый хадис
 
حدثنا ابن أبي عمر. حدثنا وكيع. حدثنا كهمس بن الحسن عن عبد الله بن شقيق قال:
"قلت لعائشة رضي الله تعالى عنها أكان النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى قالت: لا، إلا أن يجيء من مغيبه".
 
Ибн Абу Умар передал нам от Вакиа от Кахмаса ибн аль-Хасана от Абдуллаха ибн Шакика: “Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах): “Совершал ли Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, намаз ад-духа?” И она ответила: “Нет, только когда возвращался из путешествия”[1].
 
Мулла Али аль-Кари указывает, что в этом хадисе речь идет о совершении намаза ад-духа в мечети[2].
 
И доказательством тому служат слова Кааба ибн Малика:
 
، وَكَانَ قَلَّمَا يَقْدَمُ مِنْ سَفَرٍ سَافَرَهُ إِلَّا ضُحًى وَكَانَ يَبْدَأُ بِالْمَسْجِدِ فَيَرْكَعُ رَكْعَتَيْنِ
 
“[Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям,] почти всегда возвращался из путешествия утром и первым делом заходил в мечеть и совершал два ракаата”[3].
 
В риваяте этого хадиса, который передается у Абу Дауда[4], есть такое дополнение:
 
قُلْتُ : هَلْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقْرِنُ بَيْنَ السُّورَتَيْنِ ؟ قَالَتْ : مِنَ الْمُفَصَّلِ
 
“А еще я [, то есть Абдуллах ибн Шакик,] спросил [Аишу (да будет доволен ею Аллах)]: “А Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, объединял две суры [в одном ракаате]?”
 
И она ответила: “[Да, суры] из аль-муфассаль””.
 
А в версии этого же хадиса, которую передает ан-Насаи[5], встречаем такое дополнение:
 
قُلْتُ : هَلْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ شَهْرًا كُلَّهُ ؟ قَالَتْ : لَا، مَا عَلِمْتُ صَامَ شَهْرًا كُلَّهُ إِلَّا رَمَضَانَ، ِ
 
“А еще я[, то есть Абдуллах ибн Шакик,] спросил [Аишу (да будет доволен ею Аллах)]: “Постился ли Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, весь месяц?”
 
Она ответила: “Нет. Я не знаю такого, чтобы он постился весь месяц, кроме Рамадана”.
 
Двести семьдесят шестой хадис
 
حدثنا زياد بن أيوب البغدادي. حدثنا محمد بن ربيعة عن فضيل بن مرزوق عن عطية عن أبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنه قال:
"كان النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى حتى نقول لا يدعها ويدعها حتى نقول لا يصليها".
 
Зияд ибн Аюб аль-Багдади передал нам от Мухаммада ибн Рабиа от Фудейля ибн Марзука от Атыя от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): “Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, читал намаз ад-духа [так регулярно], что мы думали, что он не оставит его, а затем оставлял [на такой длительный срок], что мы думали, что он больше не будет его совершать”.
 
Этот хадис указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно читал намаз ад-духа, а потом переставал, чтобы сподвижники не подумали, что это обязательный намаз. Но, так как Шариат уже установлен, желательно совершать этот намаз постоянно[6].
 
Что касается постоянства в этом намазе, то имам Ибн Хузейма[7] и  имам аль-Хаким[8] передают хадис от Абу Хейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 
«لَا يُحَافِظُ عَلَى صَلَاةِ الضُّحَى إِلَّا أَوَّابٌ» قَالَ: «وَهِيَ صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ
 
“Намаз ад-духа совершает постоянно только кающийся (авваб)”.
 
И он сказал: “Это намаз кающихся (аввабин)”.
 
Аввабин — это еще одно название намаза ад-духа, хотя под этим названием более известен намаз после магриба.
 
Намаз ад-духа назван намазом аввабин и в другом хадисе:
 
صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ حِينَ تَرْمَضُ الْفِصَالُ
 
“Намаз кающихся (аввабин) совершают, когда песок сильно нагревается”[9].
 
Имам ан-Навави говорит, что речь идет о времени, которое приближается к зениту (заваль), и это самое лучшее время для намаза ад-духа[10].
 
[1] Муслим, №717; Абу Дауд, №1292; ан-Насаи, №2184.
 
[2] Джам' аль-васаиль, 2/90.
 
[3] Бухари, №4677.
 
[4] №1292.
 
[5] №2184.
 
[6] “Хашия” аль-Байджури (с. 477).
 
[7] “Сахих” Ибн Хузеймы (№1223).
 
[8] Аль-Мустадрак, 1/459, №1182; и он сказал: “Хадис достоверный и отвечает условиям Муслима”.
 
[9] Муслим, №748.
 
[10] Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим, 6/30.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 1

Правила форума
Avatar
Meiram-Hodja
0
Что касается постоянства в этом намазе, то имам Ибн Хузейма[7] и имам аль-Хаким[8] передают хадис от ****Абу Хейра***** (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
16 февраля, 20
Список уроков