Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
103 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1
103 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1
Некоторые ученые сказали, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, большую часть времени пил сидя, а...
4 280
9 сентября, 17

103 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

4 280
9 сентября, 17
باب ما جاء في صفة شرا ب
 رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (10) أحاديث
 
Глава о том, как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней десять хадисов
 
Сто девяносто седьмой хадис
 
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا هُشيم. حدثنا عاصم الأحول وغيره عن الشعبي عن ابن عباس رضي الله عنهما:
"أن النبي (صلى الله عليه وسلم) شرب من زمزم وهو قائم".
 
Ахмад ибн Мани’ передал нам от Хушейма от Асыма аль-Ахваля[1] и других от аш-Ша’би от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил воду замзам стоя.
 
По одной из версий, это случилось в прощальном хадже[2].
 
Что касается источника замзам, то это известный источник в Мекке. Есть две версии насчет его названия: первая – что такое название связано с его многоводностью, а вторая – что это имя собственное[3].
 
Что касается данного хадиса, то он внешне противоречит другому хадису, в котором сказано:
 
لَا يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا، فَمَنْ نَسِيَ فَلْيَسْتَقِئْ
 
«Пусть никто из вас не пьет стоя, а если забыл, то пусть вызовет рвоту»[4].
 
Некоторые[5] ученые сказали, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, большую часть времени пил сидя, а в этом случае попил стоя, чтобы показать, что в этом нет греха, а его повеление указывает на желательность, а не обязательность.
 
Некоторые указали, что этот хадис отменяет запрет на питье стоя, но это мнение было сочтено слабым[6].
 
А еще есть мнение, что Посланник Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, этим действием показал, что вода замзам – это исключение и что ее желательно пить стоя. Тогда между хадисами нет противоречия. И к этом мнению склонился Мулла Али аль-Кари[7], и Ибн Хаджар аль-Хайтами[8] назвал это мнение приемлемым.
 
В некоторых книгах указывается, что при питье стоя желательно прочитать определенную форму салавата, но, как указал шейх Мухаммад Аввама в примечании, на это нужны дополнительные доводы[9].
 
Сто девяносто восьмой хадис
 
حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا محمد بن جعفر عن حسين المعلِّم عن عمرو بن شُعيب عن أبيه عن جده قال:
"رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يشرب قائماً وقاعداً".
 
Кутейба ибн Саид передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Хусейна аль-Муллима от Амра ибн Шуайба от его отца[10] от его деда[11], который сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя и сидя».
 
Вначале говорится, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя, не потому что это происходило чаще, чем сидя, но чтобы опровергнуть тех, кто это отрицает и говорит, что такого не было[12].
 
Так как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, поступал так, чтобы пояснить шариатское решение и указать, что это действие нежелательно, а не запретно, то в самом совершении Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, этого действия нет нежелательности. Более того, это входит в обязанность донести Шариат, и за это ему полагается награда[13].
 
[1] Куфийский имам фикха. Умер в 133-м году по хиджре.
 
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).
 
[3] Джам’ аль-васаиль, 1/249.
 
[4] «Сахих» Бухари (№5375), Муслим (№2026).
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 288.
 
[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).
 
[7] Джам’ аль-васаиль, 1/249.
 
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 288.
 
[9] «Хашия» аль-Байджури, с. 330.
 
[10] Шуайба ибн Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса.
 
[11] То есть деда его отца, то есть его прадеда, и это Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас. И есть версия, что под дедом имеется в виду дед Амра ибн Шуайба, а это Мухаммад ибн Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, а он не был сподвижником, и тогда иснад неполный. Но большинство все-таки склоняется к тому, что тут имеется в виду Абдуллах ибн Амр, а не Мухаммад ибн Абдуллах.
 
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 332).
 
[13] Джам’ аль-васаиль, 1/251.
АВТОР ЦИКЛА
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков